Обломов - герой, насыщенный исконно русскими чертами: лень и нежелание что-то изменять в своей жизни живёт в русском человеке вместе с глубокой душой. Обломов живёт грёзами, мечтами, философствованиями, он человек, скорее, живущий нравственной деятельностью: он живёт размышлениями, переживаниями, построением планов на будущее... Штольц, человек разума и очень деятельный в жизни: постоянно что-то меняет у себя, куда-то ездит, ходит... полная противоположность Обломову, говорит об Обломове: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!”. показательны ещё цитаты : "Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”- описание Обломова, “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь... Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные” - описание Штольца. Обломов у читателя вызывает теплую симпатию, Штольц же сравнивается с английской лошадью, это сравнение с животным, да ещё и порода с акцентом на что-то нерусское. .. Штольц чужд русской душе, хоть Обломов и искренне любит немца... отсутствие румянца говорит об отсутствии нравственных переживаний, что для Гончарова главное.
в комедии д. и. фонвизина «недоросль» простакова является воплощением жестокости, двуличия и поразительной недальновидности. она заботится о своём сыне, митрофанушке, стараясь во всём ему угодить, сделать именно так, как хочет он, не заботясь о последствиях своего излишнего опекунства. но ни о ком, кроме сына, она не заботится. ей плевать на прислугу и даже на собственного мужа (гришке: «выйди вон, скот», простакову: «вот каким муженьком наградил меня господь…»). особенно характерным для простаковой я считаю эпизод, в котором митрофанушка, простакова, правдин и стародум демонстрируют свои познания в , и . именно в этом эпизоде простакова выказывает своё отношение к образованности митрофана: «да что за радость и выучиться? » однако, митрофанушка также не особо стремится стать образованным человеком: «вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так эта покамест существительна». я, конечно, согласна с тем, что в человеке главное – не образованность, а интеллект. эту мысль вскользь проводит и простакова: «покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». она, безусловно, намекает на то, что если её сын не будет просто грамотен, а будет умным, сообразительным человеком, то он всегда будет нужен обществу. но митрофан считает себя господином жизни, а окружающих его людей - своими слугами. финальная сцена хорошо подчёркивает эту черту характера митрофанушки, а простаковой указывает на её главную ошибку, давая читателю повод задуматься о своём отношении к себе и своим близким.
в комедии д. и. фонвизина «недоросль» простакова является воплощением жестокости, двуличия и поразительной недальновидности. она заботится о своём сыне, митрофанушке, стараясь во всём ему угодить, сделать именно так, как хочет он, не заботясь о последствиях своего излишнего опекунства. но ни о ком, кроме сына, она не заботится. ей плевать на прислугу и даже на собственного мужа (гришке: «выйди вон, скот», простакову: «вот каким муженьком наградил меня господь…»). особенно характерным для простаковой я считаю эпизод, в котором митрофанушка, простакова, правдин и стародум демонстрируют свои познания в , и . именно в этом эпизоде простакова выказывает своё отношение к образованности митрофана: «да что за радость и выучиться? » однако, митрофанушка также не особо стремится стать образованным человеком: «вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так эта покамест существительна». я, конечно, согласна с тем, что в человеке главное – не образованность, а интеллект. эту мысль вскользь проводит и простакова: «покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». она, безусловно, намекает на то, что если её сын не будет просто грамотен, а будет умным, сообразительным человеком, то он всегда будет нужен обществу. но митрофан считает себя господином жизни, а окружающих его людей - своими слугами. финальная сцена хорошо подчёркивает эту черту характера митрофанушки, а простаковой указывает на её главную ошибку, давая читателю повод задуматься о своём отношении к себе и своим близким.