Комплексный анализ прозаического текста (рассказ)
С.С. Говорухин
Ощущение родины
План анализа
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему, идею текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Композиция текста. (Композиция – это то, как построено само произведение. В нее входят завязка (начало действий), развитие действий (когда основные события начинают нарастать), кульминация (самая интересная часть в любой повести или романе, происходит наивысшее напряжение действий), развязка (окончание действий).
14. Сюжет художественного произведения.( Нужно лишь кратко, всего лишь в нескольких предложениях описать главные основные и ключевые события, произошедшие в произведении).
15. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
16. Понаблюдайте над лексикой текста.
17. Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры и т.д.).
18. Художественное своеобразие. ( Необходимо описать свойства произведения, его неповторимые черты, особенности, то есть то, что отличит его от другого произведения).
19. Значение произведения. ( План анализа любого произведения должен заканчиваться описанием его значения, а также отношения самого читателя к нему. Здесь нужно сказать, как оно повлияло на общество, что донесло до людей, понравилось ли вам как читателю, что вы сами вынесли для себя из него. Значение произведения – это как небольшой вывод в конце анализа).
Было это так. Фашисты хотели захватить Москву, а пройти к ней через холм Жирковский. Они думали, что пройдут к Москве очень быстро. Но на холме Жирковском их встретили наши войска. Защищали Холм Жирковский 101-я мотострелковая дивизия и 128-я танковая бригада. Засели в окопах солдаты. Среди них был солдат Унечев. Он подбил несколько танков и поджег их.
Сражение шло более суток. Не пропустили герои танков.
Когда наши войска перешли на новый рубеж по приказу командования, они увидели холм Жирковский, весь усыпанный сгоревшими танками.
Фашисты не через холм Жирковский в Москву.
Меня этот рассказ удивил, какие смелые были люди, не жалели своей жизни.
Книга С. П. Алексеева посвящена главным событиям Великой Отечественной войны. Начинается она с рассказов о сражениях на подступах к Москве. Вторая и третья части посвящены событиям под Сталинградом и на Курской дуге. В четвертой части мы узнаем о героях Севастополя. В пятой – о подвиге блокадного Ленинграда. И заканчивается книга рассказами о штурме Берлина и победой нашей армии.
В этой книге все герои – главные. И генералы, и простые солдаты. И те кто –на передовой, и те, кто в тылу.
В рассказах описаны подвиги летчиков, танкистов, пехотинцев, моряков, связистов, казаков, партизан, а так же обычных граждан. Таких, как героиня рассказа «Дом». Эта женщина тоже совершает подвиг, отдавая свой жилище на постройку моста для переправы. Каждый из них внес свой вклад в общее дело победы.
В книге автор рассказывает не только о крупных сражениях (например, под Прохоровкой), но и о боях за улицу и даже дом (как в рассказе «Редут Таракуль»).
Рассказы написаны очень простым и понятным языком. Их легко и интересно читать.
Автор учит нас гордиться своими дедами и прадедами, своим народом, своей историей. Воспитывает в нас чувство патриотизма.
Я очень люблю эту книгу. Часто перечитываю. И каждый раз не перестаю восхищаться мужеством и стойкостью нашего народа. Поражаюсь, как в условиях постоянной опасности люди не теряли чувства юмора. А в трудных и почти безвыходных ситуациях проявляли военную хитрость и чудеса находчивости.
Я испытываю уважение к людям, которые совершали героические подвиги, и при этом оставались скромными. Они не считали себя героями, они защищали свой дом, свою семью, свою Родину. Нашу Родину! Я бесконечно им благодарен за это!