Воспитание юного Михаила занималась его крестная бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, именно она привила ему любовь к литературе. Но отличалась она весьма властным и иногда жестоким характером.
Дед Лермонтова, также Михаил, отравился назло жене прямо за столом в новый год, на что та впоследствии говорила «Собаке собачья смерть». Эти слова стали злым пророчеством в судьбе будущего поэта, именно их произнесет после смерти Лермонтов на дуэли царь.
• Лермонтов на протяжении всей сознательной жизни живо интересовался разного рода предсказаниями, гаданиями и символами, поэтому обращения к этим темам в творчестве неслучайны, ярким тому примером является его рассказ «Фаталист».
В личной жизни поэта будто преследовали различные совпадения, неудачи, сам Лермонтов, чувствуя себя одиноким и заброшенным судьбой, отражал это в творчестве. Ещё будучи молодым Лермонтов получил серьёзную травму ноги от лошади, что сделало его хромым, он постоянно проигрывал в состязаниях и играх. Назло несчастливой фортуне Михаил частенько испытывал себя в дуэлях, последняя дуэль с отставным майором Мартыновым была гибельной для него, хотя Мартынов был плохим стрелком, об этом знал Лермонтов, поэтому даже не думал об опасности.
• Близкие друзья поэта вспоминали, что, несмотря на внешнее хладнокровие и аристократизм, в компаниях хорошо знакомых людей, Лермонтов позволял себе весьма не этикетное поведение. Например, страстью писателя была еда, и если на столе видел любимое блюдо, то приступал к его поглощению с радостными криками, зачастую забывая о столовых приборах.
Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время. А.С.Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания. Представители фамусовского общества живут свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “...у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат. Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”. Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”. Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”. Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений...
Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская. Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С.Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.
Дед Лермонтова, также Михаил, отравился назло жене прямо за столом в новый год, на что та впоследствии говорила «Собаке собачья смерть». Эти слова стали злым пророчеством в судьбе будущего поэта, именно их произнесет после смерти Лермонтов на дуэли царь.
• Лермонтов на протяжении всей сознательной жизни живо интересовался разного рода предсказаниями, гаданиями и символами, поэтому обращения к этим темам в творчестве неслучайны, ярким тому примером является его рассказ «Фаталист».
В личной жизни поэта будто преследовали различные совпадения, неудачи, сам Лермонтов, чувствуя себя одиноким и заброшенным судьбой, отражал это в творчестве. Ещё будучи молодым Лермонтов получил серьёзную травму ноги от лошади, что сделало его хромым, он постоянно проигрывал в состязаниях и играх. Назло несчастливой фортуне Михаил частенько испытывал себя в дуэлях, последняя дуэль с отставным майором Мартыновым была гибельной для него, хотя Мартынов был плохим стрелком, об этом знал Лермонтов, поэтому даже не думал об опасности.
• Близкие друзья поэта вспоминали, что, несмотря на внешнее хладнокровие и аристократизм, в компаниях хорошо знакомых людей, Лермонтов позволял себе весьма не этикетное поведение. Например, страстью писателя была еда, и если на столе видел любимое блюдо, то приступал к его поглощению с радостными криками, зачастую забывая о столовых приборах.
А.С.Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.
Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.
Представители фамусовского общества живут свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “...у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.
Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.
Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.
Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.
Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений...
Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.
Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С.Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.