Древнерусская литература возникла после принятия христианства: во многом система ее жанров была позаимствована из Византии. В то же время, в средневековой Руси литературные произведения находились в тесной связи с фольклором, что обусловило их национальный колорит.
Одни из наиболее древних и известных памятников русской письменности – новгородские берестяные грамоты. Существовали они примерно с XI века и отражали повседневную жизнь средневекового русского общества. Среди берестяных грамот сохранились документы (челобитные, долговые списки) , личные письма, церковные тексты, фольклорные произведения, однако полноценными литературными произведениями их назвать сложно.
Другие древнейшие образцы древнерусской литературы – это летописи. В них подробно (по годам и месяцам) описываются исторические события. В Византии аналогичные письменные источники назывались хрониками, в Западной Европе – анналами. Летописи сохранились во многих городах и при крупных монастырях. Наиболее ранним летописным сводом, дошедшим до наших дней, считается «Повесть временных лет» , автором которой считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. «Повесть временных лет» была написана в XII веке, в ней охвачен период истории с библейских времен до 1117 года.
Распространенным жанром литературы на Руси стали былины (старины) – эпические песни о подвигах народных героев – богатырей. Имена былинных богатырей-воинов Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, крестьян Вольги и Микулы Селяниновича впоследствии перекочевали во многие авторские произведения. У многих из этих героев были реальные прототипы, часть из них упоминалась и в европейском эпосе, и в летописях. Как правило, в основе былин лежат исторические сюжеты, нередко реальные события переплетаются в них с художественным вымыслом.
Широкое распространение в средневековой Руси получила религиозная литература: жития (описания жизни и деяний святых) , творения святых отцов, переводы из Евангелия, видения (описания взаимодействия людей с божественным миром) . Постепенно складывались такие жанры, как хожения (путевые заметки) , повести, слова и сказания. Огромную известность получили «Слово о полку Игореве» – одно из первых произведений, прославляющих воинскую славу Руси, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» , «Моление Даниила Заточника» , «Хожение за три моря» тверского купца и путешественника Афанасия Никитина, сборник моральных наставлений «Домострой» за авторством протопопа Сильвестра.
Иван Тургенев как-то сказал: «Счастье как здоровье: если его не замечаешь, значит оно есть». И я не могу с ним не согласиться. Это чувство настолько абстрактное, что нельзя его взвесить или измерить, его можно только почувствовать. Почувствовать своим сердцем и душой. Наслаждайтесь каждым мгновением. Не нужно ждать счастливых дней завтра или послезавтра, летом или зимой, после окончания школы или поступления в университет, живите сегодня, ведь жизнь одна и нам решать каким оно будет. Мы счастливы каждую минуту нашего бытия! Это нужно только понять. Жизнь не состоит из проблем, жизнь состоит из нашего отношения к этим проблемам. Счастье – это мы! Счастье в каждом из нас! Только нам решать когда и как мы будем его чувствовать!
Одни из наиболее древних и известных памятников русской письменности – новгородские берестяные грамоты. Существовали они примерно с XI века и отражали повседневную жизнь средневекового русского общества. Среди берестяных грамот сохранились документы (челобитные, долговые списки) , личные письма, церковные тексты, фольклорные произведения, однако полноценными литературными произведениями их назвать сложно.
Другие древнейшие образцы древнерусской литературы – это летописи. В них подробно (по годам и месяцам) описываются исторические события. В Византии аналогичные письменные источники назывались хрониками, в Западной Европе – анналами. Летописи сохранились во многих городах и при крупных монастырях. Наиболее ранним летописным сводом, дошедшим до наших дней, считается «Повесть временных лет» , автором которой считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. «Повесть временных лет» была написана в XII веке, в ней охвачен период истории с библейских времен до 1117 года.
Распространенным жанром литературы на Руси стали былины (старины) – эпические песни о подвигах народных героев – богатырей. Имена былинных богатырей-воинов Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, крестьян Вольги и Микулы Селяниновича впоследствии перекочевали во многие авторские произведения. У многих из этих героев были реальные прототипы, часть из них упоминалась и в европейском эпосе, и в летописях. Как правило, в основе былин лежат исторические сюжеты, нередко реальные события переплетаются в них с художественным вымыслом.
Широкое распространение в средневековой Руси получила религиозная литература: жития (описания жизни и деяний святых) , творения святых отцов, переводы из Евангелия, видения (описания взаимодействия людей с божественным миром) . Постепенно складывались такие жанры, как хожения (путевые заметки) , повести, слова и сказания. Огромную известность получили «Слово о полку Игореве» – одно из первых произведений, прославляющих воинскую славу Руси, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» , «Моление Даниила Заточника» , «Хожение за три моря» тверского купца и путешественника Афанасия Никитина, сборник моральных наставлений «Домострой» за авторством протопопа Сильвестра.