Кондратий Федорович Рылеев «Я ль буду в роковое время...» 1. Как отразился в стихотворении Рылеева дух времени? Как поэт характеризует свое время? 2. Что тревожит героя Рылеева? Почему? 3. Как описаны в стихотворении «юноши», противопоставленные лирическому герою? Найдите ключевые определения. 4. Из чего состоит жизнь этих молодых людей, чем она наполнена? Каким поэт видит их будущее? 5. Сравните варианты заглавия: «Гражданин» и «К молодому русскому поколению». Как заглавие меняет смысловые акценты а стихотворении? Почему Рылеев оставил его без названия?
для того, чтобы муж сдал главный экзамен и получил образование, жена продаёт свои драгоценности и обманывает профессора.
николай евграфович алмазов, молодой небогатый офицер, учится в академии генерального штаба. два года подряд он проваливается и, наконец, на третий, поступает. все
экзамены он проходит благополучно. наступает последний, решающий. все это время алмазова поддерживает его жена верочка. она отказывает себе во всём необходимом, пытаясь создать мужу условия для учёбы, поддерживает в нём бодрость духа.
с последнего экзамена алмазов приходит домой,
насупившись. ему нужно было представить профессору план местности. алмазов чертил его накануне вечером и от усталости посадил на карту чернильное пятно. чтоб его замаскировать, он нарисовал на пятне кусты. профессор попался педантичный. он сказал, что знает эту местность лучше, чем свою собственную
спальню, никаких кустов там нет, и выгнал алмазова с экзамена.
подумав, верочка отвозит в ломбард все свои драгоценности. она выручает намного меньше, чем они стоили на самом деле, но этой суммы ей хватает. поздним вечером верочка приезжает к садовнику и уговаривает его сейчас же
посадить на указанном месте кусты. садовник проникается сочувствием и предлагает посадить сирень. верочка следит за рабочими и успокаивается только когда те заравнивают землю. теперь не видно, что кусты только что посажены.
на следующий день алмазов показывает профессору растущий куст
сирени. удивлённый профессор извиняется перед алмазовым, которому становится стыдно за свой обман.
с тех пор сирень становится у верочки любимым цветком.
создания – произведение написано в 1840 году, причем изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им , так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. впервые было опубликовано в 1856 году в “ вестнике”.
тема стихотворения –
хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.
композиция – развивается последовательно. в первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз,
которые привлекают главного героя, маленького мальчика. четвертая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал открытым.
жанр – зарисовка.
стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.
эпитеты – “летнее солнце”, “веселый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”,
“отлогий берег”.
символ – омут.
метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
далее