Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди,Как слезы они вытирали украдкою,Как вслед нам шептали:- Господь вас И снова себя называли солдатками,Как встарь повелось на великой Руси.Слезами измеренный чаще, чем верстами,Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:Деревни, деревни, деревни с погостами,Как будто на них вся Россия сошлась,Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в бога не верящих внуков своих.Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -Не дом городской, где я празднично жил,А эти проселки, что дедами пройдены,С простыми крестами их русских могил.Не знаю, как ты, а меня с деревенскоюДорожной тоской от села до села,Со вдовьей слезою и с песнею женскоюВпервые война на проселках свела.Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,По мертвому плачущий девичий крик,Седая старуха в салопчике Весь в белом, как на смерть одетый, старик.Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?Но, горе поняв своим бабьим чутьем,Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,Покуда идите, мы вас подождем.“Мы вас подождем!”- говорили нам пажити.“Мы вас подождем!”- говорили леса.Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,Что следом за мной их идут голоса.По русским обычаям, только пожарищаНа русской земле раскидав позади,На наших глазах умирали товарищи,По-русски рубаху рванув на груди.Нас пули с тобою пока еще милуют.Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,Я все-таки горд был за самую милую,За горькую землю, где я родился,За то, что на ней умереть мне завещано,Что русская мать нас на свет родила,Что, в бой провожая нас, русская женщинаПо-русски три раза меня обняла.
1. Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения-песни известного поэта Юлия Кима, мы весело улыбаемся. Как ритм стихотворения, повторы, неожиданные словосочетания нам понять, что это юмористическое произведение и что это песня?
Повтор припева, начинающегося со слов «Но нет кита, но нет кита...», дает нам понять, что это песня. А словосочетания и строки вроде этих: «бродит рыба-кит», «на эту удочку клюнул кашалот», «только рёбра видно» — делают произведение юмористическим.
2. Объясните значение слов и подберите к ним синонимы:
Бродит — идет медленно или с трудом. Сейнер — рыболовное судно с кошельковым неводом. Беда — очень большая неприятность; несчастье, горе. Юнга — подросток, обучающийся морскому делу и исполняющий на корабле обязанности матроса; младший матрос. Лот — навигационный прибор для измерения глубин моря с борта судна. Рыбак — тот, кто занимается ловлей рыбы как промыслом. Обидно — о чувстве обиды, досады, огорчения, испытываемом кем-либо.
1. Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения-песни известного поэта Юлия Кима, мы весело улыбаемся. Как ритм стихотворения, повторы, неожиданные словосочетания нам понять, что это юмористическое
произведение и что это песня?
Повтор припева, начинающегося со слов «Но нет кита, но нет кита...», дает нам понять, что это песня. А словосочетания и строки вроде этих: «бродит рыба-кит», «на эту удочку клюнул кашалот», «только рёбра видно» — делают произведение юмористическим.
2. Объясните значение слов и подберите к ним синонимы:
Бродит — идет медленно или с трудом.
Сейнер — рыболовное судно с кошельковым неводом.
Беда — очень большая неприятность; несчастье, горе.
Юнга — подросток, обучающийся морскому делу и исполняющий на корабле обязанности матроса; младший матрос.
Лот — навигационный прибор для измерения глубин моря с борта судна.
Рыбак — тот, кто занимается ловлей рыбы как промыслом.
Обидно — о чувстве обиды, досады, огорчения, испытываемом кем-либо.