Контрольная работа Древняя украинская литература
Вариант И
И уровень (по 0,5 б.)
1. Признаками литературы эпохи Ренессанса есть все названные, кроме
А) внимания к личности, ее внутреннего мира;
Б) отрицание средневековых традиций;
В) возврат к образцам античного искусства;
Г) торжества, красочности, пышной декоративности.
2. Литература, возникла из острого спора по поводу противоположных мнений между униатскими и православными писателями конце Х V И - начале Х V II в, называется:
А) полемическая; Б) барочная; В) курьезная; Г) публицистическая.
3. Иван Вышенский отрекается от мирской жизни, становится аскетом, чтобы:
А) убежать от трудностей;
Б) скрываться от преследования;
В) писать сочинения и выступать в защиту обиженных.
4. Срок Величковского «штуки поетицкие» означает
А) курьезное стихосложения;
Б) методы;
В) отделка барочных книг;
Г) силлабический стихотворение.
5. Путешествующие дьяки создавали передвижной кукольный театр, назывался
А) интермедия; Б) историческая драма; В) вертеп; Г) интерлюдия.
6. «Одно дело архирейський посох, а другая - смычок». Это сказал:
А) И. Вышенский; Б) С. Климовский; В) Г. Сковорода; Г) И. Величковский.
7. С каким музыкальным инструментом не расставался Сковорода во время своих странствий:
А) с лирой; Б) с бандурой; В) с дудочкой; Г) с флейтой.
8. Главной описываемой событием казацких летописей и «Истории русов» является
А) крещение Руси;
Б) вражда в украинском обществе в результате Брестской унии 1596 года;
В) национально-освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого;
Г) введение крепостного права на украинских землях.
ИИ уровень (по 1 б.)
1. Основная мысль басни «Пчела и Шершень».
2. Охарактеризуйте один из казацких летописей.
3. Какой песней прославился С. Климовский? Охарактеризуйте ее.
4. Курьезный стих - это ...
5. Назовите известные вам афоризмы Г. Сковороды.
ИИИ уровень (3 б.) На выбор
1. Докажите, что «Послание к епископам» И. Вышенского - это публицистическое произведение барочной литературы.
2. Просветительская деятельность Г. Сковороды. Путешествия. Самопожертвование или образ жизни?
3. Самый яркий представитель барочной поэзии
Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.
После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»
Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…
До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.
Творить «чудеса» детей обучали с гипноза. Обучение напоминало семь кругов ада, выживали только дети с очень устойчивой психикой, остальные сходили с ума. Ариэль был сильным юношей. Он научился симулировать полное подчинение учителю, благодаря чему сохранил здравый рассудок и был зачислен в разряд «трудновоспитуемых». Воспитанники Дандрата жили одной семьёй, но такие чувства, как любовь или дружба, сурово искоренялись. Поощрялся лишь страх и полная покорность. Кроме сеансов гипноза, детей учили различным языкам, в том числе и всем индийским наречиям. В остальном воспитанники были абсолютно невежественны.