Контрольная работа по литературе за курс 7 класса. 1. *Что такое былина:*
а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
б)Это поэтическая биография народа
в)Это краткое изречение
г) Это рассказ об исторических деятелях.
*2. Лирика – это*
а) повествование о событиях, предполагаемых в ;
б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
*3. Что такое сатира:*
1. Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
2. Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
3. Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека
*4. Почему память народная сохранила образ Калашникова:*
1. Совершил героический поступок
2. Не побоялся вступиться за честь семьи
себя от позора
4. Оставил богатое наследство потомкам.
*5. Найдите соответствия между автором и названием произведения:*
1) А.С. Пушкин
2) Л.Н. Толстой
3) Н.В. Гоголь
4) А.П. Чехов
5) М.Е. Салтыков-Щедрин
а) «Детство»
б) «Песнь о вещем Олеге»
в) «Хамелеон»
г) «Тарас Бульба»
д) «Как один мужик двух генералов прокормил»
*6. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?*
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».
*7. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:*
1. Тема маленького человека
2. Тема лишнего человека
3. Тема богатого человека
4. Тема интеллигентного человек
*8. Кто такие казаки ( Гоголь «Тарас Бульба»):*
1. Регулярные войска 2 - Охрана царя 3 - Выполняли функции пограничных войск
4. - Свободные от военной службы люди.
*9. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хаме¬леоном»?*
а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак.
*10. Какой приём использует автор в следующем отрывке:*
«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их све¬тился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в од¬но мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался
визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, от¬кусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...» а) Гипербола, б) Гротеск, в) Иносказание, г) Сатира.
*11. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Сал¬тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генера¬лов прокормил»?*
а) Восхищение, любование.
б) Презрение, пренебрежение.
в) Сожаление, горечь.
г) Безразличие.
*12. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».*
а) Повесть.
б) Очерк.
в) Притча.
г) Рассказ.
*13.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?*
а) Постеснялся своей жестокости перед барином. б) Испугался мести крестьянина.
в мужика. г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.
*14. Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:*
а.)-Умение сострадать б)- Умение плавать в)- Умение преодолевать собственный страх
г)-Умение вести себя правильно на воде.
*15. Узнай по описанию литературного героя, укажи автора и название произведения.*
1) Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
2) « Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. …он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится всем наукам»
*16. Какому герою принадлежат приведённые ниже слова?*
1) «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...»
2) «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!»
3) «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?»
*17. Сформулируйте, какую повесть мы называем автобиографической. Приведите пример такого художественного произведения из изученных в этом году.*
*18. Какое художественное средство выразительности использует автор?*
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег... (М.Ю. Лермонтов)
*19. Какое художественное средство выразительности использует автор?*
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле... (Ф.И. Тютчев)
*20. Какое художественное средство выразительности использует автор?*
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. (Ф.И. Тютчев)

Северо-Кавказские горы сравнительно молоды. Рельеф их создавался разными тектоническими структурами. В южной части расположились складчато-глыбовые горы и предгорья Большого Кавказа. Они образовались при заполнении зон глубокого прогиба осадочными и вулканическими породами, которые позднее подверглись складчатости. Тектонические процессы здесь сопровождались значительными изгибами, растяжениями, разрывами и разломами земных пластов. В результате этого на поверхность выливалось большое количество магмы (это привело к образованию значительных рудных месторождений).
Поднятия, происходившие здесь в неогеновый и четвертичный периоды, привели к возвышению поверхности и тому виду рельефа, который существует в наши дни. Подъём центральной части Большого Кавказа сопровождался опусканием пластов по краям образующегося хребта. Так на востоке образовался Терско-Каспийский прогиб, а на западе Индало-Кубанский.
Зачастую Большой Кавказ представляют как единственный хребет. На самом деле это целая система различных хребтов, которую можно разделить на несколько частей.
Западный Кавказ располагается от Черноморского побережья до горы Эльбрус, далее (от Эльбруса до Казбека) следует Центральный Кавказ, а к востоку от Казбека до Каспийского моря – Восточный Кавказ. Кроме того, в продольном направлении можно выделить два хребта: Водораздельный (иногда его называют главным) и Боковой.
На северном склоне Кавказа выделяют Скалистый и Пастбищный хребты, а также Чёрные горы. Они образовались в результате переслаивания пластов, сложенных из разных по твёрдости осадочных пород. Один склон гряды здесь пологий, а другой обрывается довольно резко. По мере удаления от осевой зоны высота горных хребтов уменьшается.
Цепь Западного Кавказа начинается у таманского полуострова. В самом начале это скорее даже не горы, а холмы. Повышаться они начинают к востоку. Самые высокие части Северного Кавказа покрыты снежными шапками и ледниками. Высочайшие вершины западного Кавказа – горы Фишт (2870 метров) и Оштен (2810 метров).
Наиболее высокой частью горной системы Большого Кавказаявляется Центральный Кавказ. Даже некоторые перевалы в этой точке достигают высоты 3 тысяч метров, а самый низкий из них (Крестовый) лежит на высоте 2380 метров. Здесь же находятся самые высокие вершины Кавказа. Так, например, высота горы Казбек составляет 5033 метра, а двуглавый потухший вулкан Эльбрус и вовсе является самой высокой вершиной России. Рельеф здесь сильно расчленён: преобладают острые гребни, крутые склоны и скалистые вершины.
Восточную часть Большого Кавказа составляют главным образом многочисленные хребты Дагестана (в переводе название этого региона означает «горная страна»). Здесь располагаются сложные ветвящиеся хребты с крутыми склонами и глубокими каньонообразными речнымидолинами. Однако высота вершин тут меньше, чем в центральной части горной системы но всё же они превышают высоту 4 тысячи метров.
Поднятие Кавказских горпродолжается и в наше время. С этим связаны довольно частые землетрясения в этом регионе России. К северу от Центрального Кавказа, там, где поднимавшаяся по трещинам магма не вылилась на поверхность, образовались невысокие, так называемые, островные горы. Наиболее крупными из них являются Бештау (1400 метров) и Машук (993 метра). У их основания расположены многочисленные источники минеральных вод.