Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева. 1. Действие повести происходит в: а) России и Монголии;
б) Польше и Белоруссии;
в) Белоруссии и России;
г) Украине и Польше.
2. Тарасу не по душе была гулящая жизни на Сечи, потому что:
а) он хотел настоящего дела;
б) хотел обогатиться;
в) старый казак хотел отдохнуть.
3. Укажите правильное толкование слова «бурса» в предложении:
«Были они тогда, как и все, попавшие в бурсы, дикие, взлелеянные на свободе, и там их уже понемногу обтесывали на один лад, после чего становились друг на друга похожи».
а) город на северо-западе Турции;
б) общежитие для бедных студентов;
в) духовное училище;
г) университет.
4. Глава казацкого войска в Запорожской Сечи:
а) наблюдатель
б) староста
в) кошевой
5. О ком идет речь?
«… Был один из числа коренных, старых полковников: был он весь создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
а) о Тарасе Бульбе;
б) об Андрее;
в) об Остапа;
г) о Степане Гуске.
6. Тарас Бульба на вражеской земле попал в плен, потому что не захотел оставить:
а) саблю;
б) лошадь;
в) медальон;
г) трубку.
7. Каким образом Андрей попал к полячке, оказавшейся в осажденном городе?
а) через подземный ход;
б) подкупил охрану;
в) сдался в плен.
8. Почему Тарас не очень доволен жизнью на Сечи:
а) он был уже стар, поэтому шумная жизнь и потасовки были не для него
б) уже давно не было никаких войн и сражений, а Бульба считал, что только в битвах может закалиться характер
в) Бульбу устраивал образ жизни запорожцев
9. Во время обучения в семинарии, на Андрея наибольшее впечатления произвело именно это событие:
а) наказания розгами
б) получение аттестата
в) встреча с красавицей-полячкой
10. Какой город казаки держат в осаде в произведении:
а) Ровно
б) Львов
в) Дубно
11. Кому принадлежит высказывание: «Терпи казак, – атаманом будешь!», «Есть еще порох в пороховницах!» ?
а) куренному атаману.
б) Остапу;
в) Тарасу Бульбе;
12. Тема рассказа «Бирюк»:
а) драматическая судьба лесника б) быт лесника
в) борьба между долгом и жалостью к человеку
13. Суровый характер Бирюка и его замкнутый образ жизни объясняются: а) несправедливым отношением к нему деревенских жителей
б) его недоверчивостью, высокомерием в) непростой судьбой героя
14. Конфликт в рассказе возникает:
а) между автором и Бирюком
б) между Бирюком и мужиком, воровавшим лес
в) между автором и мужиком
15. Встреча автора и Бирюка произошла:
а) в ясный солнечный день б) во время грозы в) на охоте
16. Кульминационная сцена в рассказе:
а) описание избы лесника
б) рассказ лесника о своей тяжелой жизни
в) нападки крестьянина на лесника, словесные угрозы и гнев
17. Авторская позиция по отношению к Бирюку выражается:
а) в сочувствии и понимании
б) в осуждении его действий
в) в безразличии к его судьбе и судьбе его детей
1план анализа:
1.символичность названия
2.жанровое своеобразие
3.особенности изображения героя
4.динамика отношений
5.трактовка финала
2План анализа рассказа
1. Расскажи когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?
2. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
3. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа? Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему? Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
4. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
5. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
6. Выпиши из рассказа эпитеты, сравнения и олицетворения автору передать задуманное.
7. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?
Фамилия Богомазова принадлежит к числу древнейших семейных именований и представляет собой уникальный памятник славянского имясловия.
По одной из версий, родовое имя Богомазова относится к интереснейшей группе фамилий, произошедших от «мирских» имен. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности.
Согласно этой гипотезе, исследуемая фамилия была образована в качестве отчества от личного именования дальнего предка по мужской линии Богомаз. Данное прозвание входит в число двухосновных славянских прозвищ, оно было построено путем сложения двух компонентов: именования Господа и слова «мазать» в значении «покрывать краской, рисовать». Таким образом, в целом имя предка можно истолковать как «изображающий Всевышнего».
Богомазами, по обыкновению, именовали не профессиональных иконописцев, а тех художников, что зачастую не знали установленных канонов иконописи, но чувствовали потребность изобразить приходящие к ним божественные образы и лики святых. Впрочем, в народе именование «иконописец» практически не использовалось, и даже если человек применял канонические приемы церковной живописи и был издалека приглашен, к примеру, расписывать местную часовню, его могли «окрестить» просторечным прозвищем Богомаз.
Несмотря на то, что в старину бытовали поговорки о невнимательности отдельных богомазов в исполнении одеяний или жестов святых, в общем к ним относились с большим почтением. Так как с конца X века икона стала неотъемлемой частью православной традиции, образа должны были присутствовать в каждом христианском доме: рождался человек или умирал, отправлялся в дальний путь или начинал какое-либо дело – его жизнь неизменно сопровождал священный образ. Но не все могли позволить себе приобрести дорогую икону, поэтому многие люди обращались к местным богомазам, рисовавшим иконы для односельчан, или странствовавшим, продававшим свои творения в разных деревнях. Умелый да добродетельный богомаз пользовался огромным уважением, а потому и прозвище Богомаз, как любое профессиональное прозвание, ценилось потомками и сохранялось многими поколениями в качестве наследственного имени.
В то же время, существует суждение, что именование Богомаз, построенное от словосочетания «Богом помазанный», то есть посвященный на должность, направленный на деятельность самим Господом, являлось так называемой «церковной» фамилией и должно было символизировать духовную чистоту православного священника, величие и красоту истинной веры.
Фамильное прозвище Богомаз упоминается в письменных источниках уже со второй половины XVII века, так, например, в Актах Южной и Западной России фигурирует казак Богомаз, служивший в войске запорожском (1667).
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения родового имени Богомазова говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что оно относится к числу старейших прозваний и отражает в себе древние верования и традиции именования людей.