Контрольная работа по разделу «Русская литература 20 века»
I. Соотнесите автора произведения и его название:
1) И.А. Бунин а) «Никита»
2) П.П. Бажов б) «Косцы»
3) А.П. Платонов в) «Медной горы Хозяйка»
II. В строках «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде» употреблено:
а) эпитет; б) риторический во в) метафора.
III. Соотнесите название произведения и его жанр:
1) «В дурном обществе» а) рассказ
2) «Заячьи лапы» б) пьеса
3) «Двенадцать месяцев» в) повесть
IV. Какое произведение заканчивается словами: «Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала Но никто ее не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась все больше и трещала как пулемет»?
а) «Двенадцать месяцев»; б) «Кавказский пленник»; в) «Теплый хлеб».
V. Почему приказчик в произведении «Медной горы Хозяйка» имел право приковать Степана в горе?
а) Степан был должен ему денег; б) Степан был крепостным; в) Степан сам хотел этого.
VI. С кем жил мальчик Никита из одноименного рассказа?
а) с бабушкой и дедушкой; б) с мамой и сестрой; в) с мамой.
VII. Вставьте недостающее звено цепочки:
1) В.Г. Короленко → → Вася
2) В.П. Астафьев → «Васюткино озеро» →
3) → «Рассказ танкиста» → мальчик лет десяти – двенадцати.
Поэт последовал принципам фольклорной сказки. Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу сказочного чуда» (В.П. Аникин), народный склад. В сказках Пушкина, как и в народных, открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город «с теремами и церквями», и затейливая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые», и тридцать три богатыря. В них удивительная Царевна-Лебедь, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Ее образ соотносится с фольклорными героинями: «а сама-то величава, выступает будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит». Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки. Так, образ кота-баюна из записанной Пушкиным сказки «Чудесные дети», представленный сказочной народной «формулой»: «у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет» – входит в поэзию Пушкина как «кот ученый». Здесь присутствуют те же художественные поэтические образы, что и в народной поэзии. Сам же Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изображаемый им сказочный мир характеризует как мир необыкновенный, фантастический:
«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей»
В его мире и колдуны, и богатыри, и царевна, и бурый волк, и ступа с Бабою Ягой, и царь Кощей. И все эти поэтические образы сказки исконно русские, национальные. Поэт подчеркивает: «Там русский дух… там Русью пахнет!» В этом поэтическая народность пушкинских строк. Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты или отдельные мотивы существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, те или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские. Немало вносил он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.п.). В своих сказках Пушкин использовал элементы и других жанров народной поэзии - песен, заговоров, причитаний.
Главный герой – мальчик Вася. Его папа известный судья. Но у мальчика умерла мама, поэтому его нельзя назвать счастливым ребенком. И отец Васи стал сам не свой после смерти жены, он не уделяет внимания Васе, а толь лишь занимается воспитанием дочери, младшей сестрой Васи. Мальчик растет без присмотра, но при этом у него есть крыша над головой и еда и необходимая одежда.
Как -то раз во время прогулки Вася познакомился с мальчиком по имени Валек и его сестрой Марусей, которые живут в подземелье. Заботится о детях некий пан Тыбурций, который сам очень беден. Он ворует, чтобы прокормить детей и себя. Вася первый раз видит, чтобы кто-то так плохо жил. Он хочет им , но это не в его силах. Единственное, что может делать Вася – это приносить немного еды с дома.
Девочка Маруся сильно заболела, но у Тыбурция нет денег на лечение. Мальчик Вася хочет и развеселить девочку. Он приносит ей красивую куклу. У девочки никогда не было таких игрушек. Эта кукла ей немного выздороветь. Но ненадолго. Вскоре Маруся умерла. Пан Тыбурций отдал куклу отцу Васи и рассказал о том, какой добрый поступок он сделал. После этого, отец взглянул на сына другими глазами и стал обращать на него внимание.
Вариант №2
В повести Короленко "В дурном обществе" описываются отношения двух отцов к своим детям. Эти мужчины принадлежат к разным сословиям и материальный достаток, каждого их них разительно отличается от обеспеченности другого. Один из них - городской судья, а другой нищий, подрабатывающий развлечением публики в местных кабаках. Они такие разные по характеру и их отношение к собственным детям тоже имеет радикальные отличия