Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтову 3. …Его глаза сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен…
Петр 1
Олег
Карл 12
4. «Песнь о вещем Олеге» - это:
историческая
литературная
семейная
5. Источником для «Песни о вещем Олеге» послужили:
древнерусские летописи
русские народные сказки
исторические песни
6. Кого из героев русской литературы называют «маленьким чело¬веком»?
ребенка
второстепенный персонаж
человека, не имеющего высокого чина
типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости
7. Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
осуждение детей, забывающих своих родителей
изображение жизни «маленького человека»
реалистическое описание почтовой станции
8. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
хотел показать свою удаль перед царём
за младших братьев
за честь семьи
за родину
9. Укажите название стихотворения М.Ю. Лермонтова, в котором есть строки: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы».
«Смерть Поэта»
«Тучи»
«Парус»
«Бородино»
10. Как называется изобразительное средство, использованное в строчках
«На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – словно лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет…»
1) метафора
2) антитеза
3) сравнение
4) эпитет
Заглавием своей книги Горький явно кивает Толстому, дружески, но чуть насмешливо.
Передо мной лежат две книги, очень похожие: посреди однотонной обложки крупно написано слово «Детство». Одна книга библиотечная, заклеена скотчем, даже имени автора не видно. Так что просто — детство. Два детства лежат передо мной.
Кладу руку на книгу Толстого, и кажется, что она гладкая, как весенний лист, как старинная полированная столешница, как тёплый лошадиный бок или рукав шёлкового платья. Счастливая, невозвратимая пора.
Трогаю книгу Горького. Ой, больно! Жжёт и колется. Раскалённое железо, щёлочь, мокрой розгой наотмашь. Невольно задаёшься вопросом: а было ли детство? А может, детства-то и не было?
Однако самая главная разница между этими настолько разными «Детствами», мне кажется, вот в чём. Повествователь у Толстого — взрослый, он оглядывается на затуманенным слезой умиления взором и себя самого видит как бы издалека и сверху. Повествователь у Горького — и есть сам ребёнок, Лексей, Олёша, Лёня, пермяк-солёны уши, голуба душа. Именно и только его чистый взгляд, неутомимый интерес к людям, тонкое сочувствование даже такому, чего пока не понять умишком, освещает всю эту тараканью тьму удивительным светом. Так и выходит, что детство — это не уходящая пора слёз умиления, шалостей и сластей по праздникам, а нечто большее, особое состояние, девство души и сознания. Состояние, когда вокруг не люди, а сказочные богатыри, царевичи, говорящие медведицы — большие, удивительные, сильные существа, несмотря на всю их ничтожность, уныние и слабость.
А ещё: представляете ли вы себе, сколько на самом деле в этой книге скрыто детств?
«Я сама на всю жизнь сирота!» — это мать.
«Я, гляди, на четырнадцатом году замуж отдана, а к пятнадцати уж и родила» — это бабушка.
«Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал!» — дед-мучитель.
Рядом с ребёнком все большие становятся по-детски открытыми, настоящими, отпускают на волю исстрадавшуюся душу и рассказывают то, чего самим себе говорить побоялись бы. Тут в этой маленькой книге открывается ещё один потайной простор: невольно окидываешь взглядом всех, о ком здесь рассказано, а мыслью охватываешь всех, о ком не рассказано, — и понимаешь, что всякий и каждый из этих тёмных и злых людей вырос из собственного детства, которое, поди, тоже было не менее тёмным и злым.
Ох ты, Русь, мутный взгляд исподлобья. Что всё это за грязь? Откуда вся эта боль? К чему вся эта сила?
Долго спустя я понял, что русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
Вот такая книга. «Точно кожу с сердца содрали».