Рассказчик повести волею случая оказывается на почтовой станции, которой заведует Самсон Вырин. Ничего-то нет у нищего чиновника 14 класса, которого обижают богатые путешественники, кроме дочки-красавицы Дуни. В дочке Вырин души не чает, очень ею гордится.
Спустя какое-то время рассказчик вновь оказывается на этой же почтовой станции. Но Самсона Вырина он узнает с трудом: слезы стоят в его глазах, он сразу как будто постарел на 10 лет. Да и Дуни что-то не видно.
Вырин рассказывает печальную историю о том, как богатый гусар Минин обманом увез его дочь Дуню в город. Вырин пошел искать дочь. Он нашел ее в богатом доме гусара. Но сказать старику не дали ни одного слова. Гусар Минин вытолкал его вон, сунув ему в руки деньги за дочь - в качестве откупа. Плачущий Вырин упал на мостовую, выбросил деньги... К сожалению, дочка не вышла за отцом, не отца-бедняка...
И в третий раз рассказчик оказывается на почтовой станции, но там уже новый станционный смотритель. Старый - Самсон Вырин - от горя и одиночества, от предательства родной дочери спился и умер...
Правда, Дуня все же приехала к отцу... Но в живых его уже не застала. Она долго плакала на его могиле, но простить её уже никто не мог...
Ахиллесова пята - слабое уязвимое место. Ахилл был сыном морской богини Фетиды. Мойры предсказали ей, что её сын падёт от смертельной стрелы в бою. Тогда богиня решила обмануть судьбу. Она погрузила Ахилла в воды священной реки Стикс, дарующей бессмертие. Но держала младенца за пятку, и это место осталось незащищённым магией Стикса. Впоследствии в Троянской войне, именно в пятку был ранен Ахилл смертельной стрелой из колчана Геракла. Эта рана была смертельной и не заживляемой, так как Геракл во время своего второго подвига смочил стрелы в ядовитой желчи лернейской гидры.
Яблоко раздора - желанный предмет, вызывающий споры и разногласия. Во время свадебного пира морской богини Фетиды и смертного царя Пелея все боги присутствовали. Но не позвали богиню раздора Эриды. Богиня похитила золотое яблока из сада Гесперид и выгравировала на нём надпись "Прекраснейшей". За яблоко стали спорить Гера, Афина и Афродита. Каждая из божественного трио считала себя прекраснейшей и не хотела уступать своего первенства. Зевс отказался решать их спор и отправил их к сыну Приама - Парису. Каждая из богинь пообещала Парису свою награду. Но награда Афродиты показалась ему наиболее желанной (богиня любви пообещала ему любовь самой прекрасной женщины на земле - Елены). Впоследствии из-за этого разгорелась Троянская война.
Между Сциллой и Харибдой - находиться «между Сциллой и Харибдой» – значит оказаться в ситуации, выхода из которой нет изначально. Такая тупиковая обстановка обусловлена отсутствием выбора: какое бы решение ни принял, по какому бы пути ни пошёл, всё равно окажешься в проигрыше. Сцилла и Харибда - два монстра. Сцилла - шестиголовое двенадцатилапое чудовище, которое хватало с каждого корабля по шесть гребцов и пожирало их в своей пещере. Харибда выпускает из своей пасти водоворот и поглощает корабль целиком. Между Сциллой и Харибдой погибло немало героев. Лишь "Арго" - корабль Ясона между Сциллой и Харибдой без потерь. Ясон был любимчиком Геры и она бросила свой золотой волос между монстрами. По траектории этого волоса, не отклоняясь ни вправо, ни влево, корабль проплыл, не потеряв ни одного человека.
Муки Тантала - невыносимые муки, которые обычно связаны с тем, что мучимого дразнят чем-то близким, желанным, но недостижимым. Тантал был избранным любимчиком богов и они часто обедали в его дворце. Однажды он решил проверить всеведение богов и убил своего сына Пелопа, Он приготовил из человеческого мяса трапезу для богов, но боги раскусили его обман и воскресили Пелопа. Он сделал ещё много нарушений, однако, последней каплей стало похищение Танталом божественного нектара бессмертия, который он хотел разделить со своими смертными друзьями. Боги низвергли Тантала в царство мёртвых. Рядом с Танталом раскачивается гроздь с пышными плодами, но стоит ему приблизиться ветвь отклоняется. Тантал стоит по горло в воде, но стоит ему приблизиться, чтобы утолить жажду, вода тут же исчезает. Над Танталом висит скала, и только он успокаивается, скала начинает раскачиваться, вновь вселяя страх. Таково наказание Тантала: голод, жажда и страх.
Олимпийское спокойствие - высшая степень невозмутимости. Из поэмы (6-я кн.) «Одиссея» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.), который говорит в ней об «олимпийском спокойствии». Боги древних греков обитали на горе Олимп, куда вход простым смертным, то есть людям, был закрыт. Поэтому до бессмертных богов не доносились ни человеческая суета, ни тревога - на Олимпе царило спокойствие, а сами боги были неизменно величавы, торжественны и невозмутимы.
Сизифов труд - бесконечно повторяемая напрасная работа. Царь Сизиф был греческим царём дважды обманувшим смерть. Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену. По нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторгает душу Сизифа и отводит её в царство теней умерших. Но Сизиф снова смог обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона, не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю - наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения. Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что сумел вернуться из мрачного царства теней. Это обнаружилось не сразу. За Сизифом послали Гермеса (бог торговцев и воров). За проступки при жизни и после смерти боги приговорили Сизифа к наказанию - вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался опять вниз, а он должен был его возвращать вверх на прежнее место.
Золотой век - представление, присутствующее в мифологии многих народов мира, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой. Миф связан с богиней справедливости Астреей. Во времена Золотого века она спустилась с Олимпа и жила на земле среди людей. Но со временем человеческая низменная природа стала преобладать и расстроенная богиня вознеслась на небо в виде созвездия Девы.
Рассказчик повести волею случая оказывается на почтовой станции, которой заведует Самсон Вырин. Ничего-то нет у нищего чиновника 14 класса, которого обижают богатые путешественники, кроме дочки-красавицы Дуни. В дочке Вырин души не чает, очень ею гордится.
Спустя какое-то время рассказчик вновь оказывается на этой же почтовой станции. Но Самсона Вырина он узнает с трудом: слезы стоят в его глазах, он сразу как будто постарел на 10 лет. Да и Дуни что-то не видно.
Вырин рассказывает печальную историю о том, как богатый гусар Минин обманом увез его дочь Дуню в город. Вырин пошел искать дочь. Он нашел ее в богатом доме гусара. Но сказать старику не дали ни одного слова. Гусар Минин вытолкал его вон, сунув ему в руки деньги за дочь - в качестве откупа. Плачущий Вырин упал на мостовую, выбросил деньги... К сожалению, дочка не вышла за отцом, не отца-бедняка...
И в третий раз рассказчик оказывается на почтовой станции, но там уже новый станционный смотритель. Старый - Самсон Вырин - от горя и одиночества, от предательства родной дочери спился и умер...
Правда, Дуня все же приехала к отцу... Но в живых его уже не застала. Она долго плакала на его могиле, но простить её уже никто не мог...
Ахиллесова пята - слабое уязвимое место. Ахилл был сыном морской богини Фетиды. Мойры предсказали ей, что её сын падёт от смертельной стрелы в бою. Тогда богиня решила обмануть судьбу. Она погрузила Ахилла в воды священной реки Стикс, дарующей бессмертие. Но держала младенца за пятку, и это место осталось незащищённым магией Стикса. Впоследствии в Троянской войне, именно в пятку был ранен Ахилл смертельной стрелой из колчана Геракла. Эта рана была смертельной и не заживляемой, так как Геракл во время своего второго подвига смочил стрелы в ядовитой желчи лернейской гидры.
Яблоко раздора - желанный предмет, вызывающий споры и разногласия. Во время свадебного пира морской богини Фетиды и смертного царя Пелея все боги присутствовали. Но не позвали богиню раздора Эриды. Богиня похитила золотое яблока из сада Гесперид и выгравировала на нём надпись "Прекраснейшей". За яблоко стали спорить Гера, Афина и Афродита. Каждая из божественного трио считала себя прекраснейшей и не хотела уступать своего первенства. Зевс отказался решать их спор и отправил их к сыну Приама - Парису. Каждая из богинь пообещала Парису свою награду. Но награда Афродиты показалась ему наиболее желанной (богиня любви пообещала ему любовь самой прекрасной женщины на земле - Елены). Впоследствии из-за этого разгорелась Троянская война.
Между Сциллой и Харибдой - находиться «между Сциллой и Харибдой» – значит оказаться в ситуации, выхода из которой нет изначально. Такая тупиковая обстановка обусловлена отсутствием выбора: какое бы решение ни принял, по какому бы пути ни пошёл, всё равно окажешься в проигрыше. Сцилла и Харибда - два монстра. Сцилла - шестиголовое двенадцатилапое чудовище, которое хватало с каждого корабля по шесть гребцов и пожирало их в своей пещере. Харибда выпускает из своей пасти водоворот и поглощает корабль целиком. Между Сциллой и Харибдой погибло немало героев. Лишь "Арго" - корабль Ясона между Сциллой и Харибдой без потерь. Ясон был любимчиком Геры и она бросила свой золотой волос между монстрами. По траектории этого волоса, не отклоняясь ни вправо, ни влево, корабль проплыл, не потеряв ни одного человека.
Муки Тантала - невыносимые муки, которые обычно связаны с тем, что мучимого дразнят чем-то близким, желанным, но недостижимым. Тантал был избранным любимчиком богов и они часто обедали в его дворце. Однажды он решил проверить всеведение богов и убил своего сына Пелопа, Он приготовил из человеческого мяса трапезу для богов, но боги раскусили его обман и воскресили Пелопа. Он сделал ещё много нарушений, однако, последней каплей стало похищение Танталом божественного нектара бессмертия, который он хотел разделить со своими смертными друзьями. Боги низвергли Тантала в царство мёртвых. Рядом с Танталом раскачивается гроздь с пышными плодами, но стоит ему приблизиться ветвь отклоняется. Тантал стоит по горло в воде, но стоит ему приблизиться, чтобы утолить жажду, вода тут же исчезает. Над Танталом висит скала, и только он успокаивается, скала начинает раскачиваться, вновь вселяя страх. Таково наказание Тантала: голод, жажда и страх.
Олимпийское спокойствие - высшая степень невозмутимости. Из поэмы (6-я кн.) «Одиссея» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.), который говорит в ней об «олимпийском спокойствии». Боги древних греков обитали на горе Олимп, куда вход простым смертным, то есть людям, был закрыт. Поэтому до бессмертных богов не доносились ни человеческая суета, ни тревога - на Олимпе царило спокойствие, а сами боги были неизменно величавы, торжественны и невозмутимы.
Сизифов труд - бесконечно повторяемая напрасная работа. Царь Сизиф был греческим царём дважды обманувшим смерть. Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену. По нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторгает душу Сизифа и отводит её в царство теней умерших. Но Сизиф снова смог обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона, не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю - наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения. Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что сумел вернуться из мрачного царства теней. Это обнаружилось не сразу. За Сизифом послали Гермеса (бог торговцев и воров). За проступки при жизни и после смерти боги приговорили Сизифа к наказанию - вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался опять вниз, а он должен был его возвращать вверх на прежнее место.
Золотой век - представление, присутствующее в мифологии многих народов мира, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой. Миф связан с богиней справедливости Астреей. Во времена Золотого века она спустилась с Олимпа и жила на земле среди людей. Но со временем человеческая низменная природа стала преобладать и расстроенная богиня вознеслась на небо в виде созвездия Девы.