Котька ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
2021-2022 УЧ. ГОД
5-6 КЛАСС
Время выполнения работы – два астрономических часа (120 минут).
Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания.
ЗАДАНИЕ 1.
Прочитайте рассказ. Мы специально не называем его автора. Придумайте, каким должен быть
финал рассказа. Напишите его. Потом объясните, почему финал мог быть именно таким, как он
вытекает из особенностей рассказа (система образов, позиция автора и пр.)
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день не повезло: рыба
совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы
огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик
подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы
Котьке,
пришел домой радостный:
Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших
огурца.
Где ты их взял? — говорит мама.
- На огороде.
- На каком огороде?
Там, у реки, на колхозном.
Кто ж тебе позволил?
Никто, я сам нарвал.
- Значит, украл?
Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
— Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,
Почему?
— Сейчас же неси их обратно!
Куда жя их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
Ну, я их выброшу.
- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы
пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Максимальный – 20.
ЗАДАНИЕ 2.
Благодаря новым технологиям интеллектуального анализа проанализировали тексты тысяч романов и
выявили шесть основных типов историй представляющих собой базовые структурные блоки для построения
более сложных сюжетов:
1.«Из грязи в князи». постепенное улучшение положения от плохого к хорошему.
2.«Из князи в грязи» — падение от хорошего положения к плохому, трагедия.
3.«Икар» — взлет и падение.
4.«Эдип» — падение, взлет и снова падение.
5.«Золушка» — взлет, падение, взлет.
6.«Человек, загнанный в угол» — падение и взлет.
Приведите примеры произведений, которые можно отнести к каждому из этих типов сюжетов с
кратким обоснованием.
Максимальный количество –
В рассказе «О чем плачут лошади» автор необыкновенно реалистично изображает русскую природу. Читатель физически ощущает запах разнотравья, видит порхание бабочек и стрекоз, ощущает прикосновение лошадиных губ — мягких и теплых.
Даже городской человек, видевший лошадь разве что в кино или в цирке, всем сердцем потянется к лошадям. А уж тот, кто хотя бы раз кормил лошадь хлебом или сахаром с руки, тот проникнется глубочайшей жалостью к этим загнанным, изработавшимся существам. Конюх вечно пьян и часто забывает не только покормить, но и напоить их. Лошадь Рыжуха плачет.
Когда рассказчик спрашивает, о чем плачет его любимая кобыла, в рассказе появляется элемент фантастического допущения: животное, словно в сказке, обрело возможность отвечать человеку.
Старая кобыла Забава, оказывается, пела своей молодой подруге песни, где рассказывалось о том, как прежде любили и уважали лошадей. Еще бы! Они были основой крестьянской жизни.
Позже в жизнь деревни вошла техника — лошадей оттеснили на второй план. Стали пренебрегать ими...
Внимательному читателю откроется, что рассказчик сожалеет не только о слезах лошадей — он и сам плачет о разрушении былого деревенского уклада, когда люди жили в ладу с природой, знали цену жизни, труду, празднику. Не зря видится герою в большом лошадином глазу отражение его самого — маленького человека.
Сказочные кони, деревянные кони, венчающие коньки крыш, — воплощение русской мечты, русской связи одновременно с землей-кормилицей и небом, которое питает душу.
Эти кони забыты и преданы.
Герой и сам ощущает себя предателем, представителем нового практичного и жестокого времени. Это подчеркивает выразительная деталь: человек уходит с луга, засунув руки «в кармайы модных джинсов».
Но поскольку живая память о прежних временах еще жива в повествователе, то в душе его поднимается тоска. Он и сам чувствует себя существом «нелепой лошадиной породы» — наверное, потому, что и сам он много работает, не ощущая благодарности. И еще потому, что трудно бывшему крестьянину принять все безжалостные законы современного общества. Все-таки главное в том, что связь с природой и ее прекрасным творением — лошадью, будет рваться долго и мучительно
Рассказ побуждает задуматься также о сказочных, деревянных конях, которые так гордо венчают русские крыши. В них воплотилась мечта крестьянина, но теперь о конях забыли, и можно сказать - предали их. В чем же идея автора, что он хотел нам сказать? Обратим внимание на ключевую мысль анализа "О чем плачут лошади". Чувства героя рассказа подавлены, ведь герой понимает, что и он такой же предатель, потому что представляет собой новое практичное и жестокое время. В конце концов, мы видим, что на нем модные джинсы, и в их карманы он засовывает руки, оставив луг за спиной. Выводы в анализе Однако повествователь не так черств душой, наоборот, он тоскует, ведь прежние времена живы в его памяти, он помнит о них, и поэтому ощущает себя противно. Да, он - существо "нелепой лошадиной породы". Почему? Да потому, что ему приходится много работать, а благодарность никто и не выкажет. К тому же он бывший крестьянин, и душа у него крестьянская, не принимающая законов современности - безжалостных и грубых. Итак, все меньше человек соприкасается с красотой природы, все меньше ценит ее, все больше работает и думает о себе, но пока эти связи остаются, мы будем глубоко сожалеть о потерянном, в том числе, и о лошадях.
Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час с вами и миром навеки, а второй…
И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно.
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера-напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится-а смер
Объяснение: