Разнообразная по тематике проза Абая имеет много параллелей с его поэзией. Как и стихи, «Слова» Абая содержат критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах чело-века, о роли труда и разума в формировании личности, о значении образо-вания и культуры для развития общества.
В «Словах назидания» Абая раскрывается и философская тема. Он пишет о необходимости углубленного познания явлений, тайн природы и общества, окружающего мира.
Ряд «Слов назидания» представляет собой наставление мудреца, по-знавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, нау-ке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания» , мы видим образ граждани-на-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глу-боко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любо-вью к народу, родной стране.
Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. «Кто не испытывал зла? — писал Абай. — Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна — цветущая, многоводная, прекрасная? » Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее»
План характеристики героя литературного произведения
1 Определение места героя среди других персонажей.
2 Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде) .
3 Наличие прототипов и автобиографических черт.
4 Анализ имени.
5 Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
6 Речевая характеристика.
7 Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
8 Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
9 Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
10 Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
11 Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
12 Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
13 Оценка литературного персонажа его современниками.
14 Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
15 Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
например
С представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно
ОБЕРОН (англ. Oberon) — герой романтической комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595-1596), царь фей и эльфов. Имя О. упоминается в средневековом рыцарском романе «Гюон Бордосский», а крошечными лесными духами переполнен английский фольклор. Реальный и сказочный мир сосуществуют на равных: если в Афинах правит мудрый Тезей, то в лесу царствует обидчивый, ревнивый и вместе с тем великодушный О. Рассерженный строптивостью своей жены Титании, он заставляет ее влюбиться в ремесленника Основу, которого озорной эльф Пэк превратил в осла, — и тут же проникается к ней жалостью, ибо хочет не унизить, а всего лишь преподать урок. О.— покровитель влюбленных, и благодаря его чарам обретают счастье две юные пары. Тезей ничего не может поделать с отвращением Деметрия к Елене и желанием Гермии выйти замуж за Лизандра наперекор воле отца. Но благодаря волшебству О. все устраивается наилучшим образом — после ряда недоразумений, вызванных рассеянностью Пэка, Гер-мия соединяется с Лизандром, а Елена с Де-метрием. Силы природы, воплощенные в О. и в его подданных-эльфах, оказываются мудрее и человечнее, нежели власть людская. В отличие от Тезея О. чужды условности и запреты: убедившись в подлинности чувств Елены, он пускает в ход магическое средство, которое использовал и для наказания Титании. Вмешательство О. выглядит настолько разумным, что Тезей и отец Гермии с радостью меняют прежний приговор — всем четверым молодым людям позволено сочетаться браком по любви. Благословив союз Тезея и Ипполиты, О. с Титанией и свитой отправляются в ночной полет вокруг земного шара
например
АЙБОЛИТ — герой сказки в стихах «Айболит» (1929) и прозаического произведения «Доктор Айболит (по Хью Лофтингу)» К.И.Чуковского. Тревожный вскрик больного «Ай! Болит!» превратился в самое ласковое имя на свете. А. — сказочный доктор, очень добрый, потому что лечит шоколадом и гого-лем-моголем. Он мчится на сквозь снег и град, преодолевает крутые горы и бушующие моря, приговаривая только одно: «О, если я не дойду, // Если в пути пропаду, // Что станется с ними, с больными, // С моими зверями лесными?» Доктор А. из прозаической сказки — само воплощение добра и милого авантюризма: он самоотверженно борется с кровожадным Бармалеем, освобождает из пиратского плена мальчика Пенту и его отца-рыбака, не боится защитить от страшного шарманщика бедную и больную обезьянку Чичи. За это А. любят все звери, рыбы и птицы, мальчики и девочки. Справедливости, бережному отношению к человеку и животным учит Чуковский маленьких читателей, рассказывая о добрых делах доктора А. и его верных друзей.
В «Словах назидания» Абая раскрывается и философская тема. Он пишет о необходимости углубленного познания явлений, тайн природы и общества, окружающего мира.
Ряд «Слов назидания» представляет собой наставление мудреца, по-знавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, нау-ке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания» , мы видим образ граждани-на-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глу-боко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любо-вью к народу, родной стране.
Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. «Кто не испытывал зла? — писал Абай. — Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна — цветущая, многоводная, прекрасная? » Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее»
План характеристики героя литературного произведения
1 Определение места героя среди других персонажей.
2 Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде) .
3 Наличие прототипов и автобиографических черт.
4 Анализ имени.
5 Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
6 Речевая характеристика.
7 Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
8 Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
9 Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
10 Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
11 Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
12 Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
13 Оценка литературного персонажа его современниками.
14 Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
15 Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
например
С представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно
ОБЕРОН (англ. Oberon) — герой романтической комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595-1596), царь фей и эльфов. Имя О. упоминается в средневековом рыцарском романе «Гюон Бордосский», а крошечными лесными духами переполнен английский фольклор. Реальный и сказочный мир сосуществуют на равных: если в Афинах правит мудрый Тезей, то в лесу царствует обидчивый, ревнивый и вместе с тем великодушный О. Рассерженный строптивостью своей жены Титании, он заставляет ее влюбиться в ремесленника Основу, которого озорной эльф Пэк превратил в осла, — и тут же проникается к ней жалостью, ибо хочет не унизить, а всего лишь преподать урок. О.— покровитель влюбленных, и благодаря его чарам обретают счастье две юные пары. Тезей ничего не может поделать с отвращением Деметрия к Елене и желанием Гермии выйти замуж за Лизандра наперекор воле отца. Но благодаря волшебству О. все устраивается наилучшим образом — после ряда недоразумений, вызванных рассеянностью Пэка, Гер-мия соединяется с Лизандром, а Елена с Де-метрием. Силы природы, воплощенные в О. и в его подданных-эльфах, оказываются мудрее и человечнее, нежели власть людская. В отличие от Тезея О. чужды условности и запреты: убедившись в подлинности чувств Елены, он пускает в ход магическое средство, которое использовал и для наказания Титании. Вмешательство О. выглядит настолько разумным, что Тезей и отец Гермии с радостью меняют прежний приговор — всем четверым молодым людям позволено сочетаться браком по любви. Благословив союз Тезея и Ипполиты, О. с Титанией и свитой отправляются в ночной полет вокруг земного шара
например
АЙБОЛИТ — герой сказки в стихах «Айболит» (1929) и прозаического произведения «Доктор Айболит (по Хью Лофтингу)» К.И.Чуковского. Тревожный вскрик больного «Ай! Болит!» превратился в самое ласковое имя на свете. А. — сказочный доктор, очень добрый, потому что лечит шоколадом и гого-лем-моголем. Он мчится на сквозь снег и град, преодолевает крутые горы и бушующие моря, приговаривая только одно: «О, если я не дойду, // Если в пути пропаду, // Что станется с ними, с больными, // С моими зверями лесными?» Доктор А. из прозаической сказки — само воплощение добра и милого авантюризма: он самоотверженно борется с кровожадным Бармалеем, освобождает из пиратского плена мальчика Пенту и его отца-рыбака, не боится защитить от страшного шарманщика бедную и больную обезьянку Чичи. За это А. любят все звери, рыбы и птицы, мальчики и девочки. Справедливости, бережному отношению к человеку и животным учит Чуковский маленьких читателей, рассказывая о добрых делах доктора А. и его верных друзей.