Введенский Александр Иванович (1856—1925), российский философ и психолог.
Родился 9 марта 1856 г. в Тамбове; сын мелкого чиновника. В 1881 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем стажировался в Германии.
В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии».
В 1890 г. возглавил кафедру философии в Петербургском университете. Был одним из организаторов и председателем (с 1899 г.) Петербургского философского общества.
31 января 1898 г. Введенский открыл его первое публичное заседание докладом «Судьбы философии в России».
Вслед за Кантом, Декартом и Юмом он утверждал, что «мы знаем только продукты нашего сознания». Весь мир явлений — всего лишь наши представления. Невозможно с достоверностью говорить о существовании вещей как таковых, хотя в практических действиях мы исходим из того, что они существуют. Единственное достоверное знание — это знание, предшествующее опыту. Ему противостоит знание, основанное на опыте и на вере (метафизическое).
Введенский признан крупнейшим представителем русского неокантианства. В сочинении «Логика как часть теории познания» (1909 г.) он назвал свою философскую систему «логицизм», так как основной её задачей считал выявление правильных форм логического мышления.
Логицизм Введенского открывает широкий простор вере и другим формам внерационального, однако требует, чтобы они не выдавали себя за достоверное знание. Атеизм, с точки зрения Введенского, так же неопровержим, как и вера. В философии это означает равную недоказуемость и материализма (реализма), и идеализма.
Сам Введенский выбирал религию, ибо вера в личное бессмертие для него служила необходимым условием признания смысла жизни. В 20-х гг. мыслитель участвовал в философских диспутах, выступал в защиту религии и против материализма, чем навлёк на себя гнев и критику философов-марксистов. В 1922 г. его отстранили от преподавательской работы. Труды Введенского больше не появлялись в печати.
Он умер в Ленинграде 7 марта 1925 г. в полной нищете и забвении.
Введенский Александр Иванович (1856—1925), российский философ и психолог.
Родился 9 марта 1856 г. в Тамбове; сын мелкого чиновника. В 1881 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем стажировался в Германии.
В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии».
В 1890 г. возглавил кафедру философии в Петербургском университете. Был одним из организаторов и председателем (с 1899 г.) Петербургского философского общества.
31 января 1898 г. Введенский открыл его первое публичное заседание докладом «Судьбы философии в России».
Вслед за Кантом, Декартом и Юмом он утверждал, что «мы знаем только продукты нашего сознания». Весь мир явлений — всего лишь наши представления. Невозможно с достоверностью говорить о существовании вещей как таковых, хотя в практических действиях мы исходим из того, что они существуют. Единственное достоверное знание — это знание, предшествующее опыту. Ему противостоит знание, основанное на опыте и на вере (метафизическое).
Введенский признан крупнейшим представителем русского неокантианства. В сочинении «Логика как часть теории познания» (1909 г.) он назвал свою философскую систему «логицизм», так как основной её задачей считал выявление правильных форм логического мышления.
Логицизм Введенского открывает широкий простор вере и другим формам внерационального, однако требует, чтобы они не выдавали себя за достоверное знание. Атеизм, с точки зрения Введенского, так же неопровержим, как и вера. В философии это означает равную недоказуемость и материализма (реализма), и идеализма.
Сам Введенский выбирал религию, ибо вера в личное бессмертие для него служила необходимым условием признания смысла жизни. В 20-х гг. мыслитель участвовал в философских диспутах, выступал в защиту религии и против материализма, чем навлёк на себя гнев и критику философов-марксистов. В 1922 г. его отстранили от преподавательской работы. Труды Введенского больше не появлялись в печати.
Он умер в Ленинграде 7 марта 1925 г. в полной нищете и забвении.