Краткий анализ(два три предложения) стихотворения Булата Окуджавы: "Не верь войне мальчишка"
Очень Не верь войне, мальчишка,
не верь: она грустна.
Она грустна, мальчишка,
как сапоги, тесна.
Твои лихие кони не
смогут ничего:
ты весь - как на ладони,
все пули - в одного.
одинокий пожилой странник, который
однажды появляется в ночлежке и у
которого очень большой и богатый
жизненный опыт. Он считает людей
жалкими и слабыми существами, не
к борьбе за свои права.
Главный герой пьесы считает, что к
людям надо относиться с
соболезнованием и утешением и сеет
среди них иллюзии и рассказывает
утешительные сказки, которые те,
отчаявшись, жадно принимают за
реальность. Само имя Лука у многих
читателей вызывает неоднозначную
трактовку, с одной стороны он
ассоциируется с евангелистом,
придерживающимся христианской
философии, а с другой стороны - его имя
внутренне как бы связано с лукавым и
искусителем.
В самых первых высказываниях героя уже
заметно христианская мысль о том, что
все мы равны: «Мне - Все равно! Я и
жуликов уважаю, по-моему, ни одна
блоха – не плоха: все черненькие, все –
прыгают…» В людях он видит, прежде
всего, человека, говоря: «Как ни
притворяйся, как ни вихляйся, а
человеком родился, человеком и
помрешь…». В его репликах заметно
сострадание к человеку. Он рассказывает
о том, как двух воров и этим
уберег их от ареста и говорит: «Человека
приласкать – никогда не вредно». В
высказываниях Луки постоянно проходит
мысль о том, что «человек – все может…
лишь бы захотел». Несмотря на то, что
главного героя пьесы Максима Горького
часто обижали в жизни, он все равно
продолжает хорошо относиться к людям
и говорит: «Если кто кому хорошего не
сделал, тот худо поступил». И это вместо
того, чтобы озлобиться и ненавидеть весь
мир, как часто бывает, к сожалению…
Основным мировоззрением Луки была
вера «Во что веришь – то и есть».
Принцип, которому он следует - это
«ложь во Однажды Васька
Пепел изобличил старика в том, что он
лжет, но на это Лука ответил ему, что в
жизни не всегда правда это хорошо,
иногда она может убить человека. Он
убеждает людей в том, что они могут все,
главное - иметь желание: «все ищут
люди, все хотят как лучше», «кто крепко
хочет, найдет».
Основой жизненной философии Луки
является вера в сострадание и вера в
человека: «Ты вот – смеешься… а разве
можно человека эдак бросать? Он – каков
ни есть – а всегда своей цены стоит…»
Странник находит подход к каждому
человеку, потому что он говорит людям
только приятное и, в основном, то, что
они хотят услышать. На вопрос Пепла:
«Есть ли на свете Бог?», - Лука отвечает:
«Коли веришь, - есть; не веришь, - нет…
Во что веришь, то и есть…» Люди Луке
верят. Когда умирала Анна, он ей
внушал, что на том свете она
обязательно попадет в рай, где хорошо и
где не будет мучений. Что именно там
она обретет покой и блаженство. Пеплу
внушает мысль о том, что когда тот
поедет в Сибирь, то начнет честную
жизнь. Он обещает актеру сказать, а
точнее, назвать город, где есть роскошная
лечебница, в которой прекрасно лечат
алкоголизм, причем совершенно
бесплатно.
Образ Луки самый главный в пьесе. Его
высказывания наводит на размышления
о том, что пока человек не свободен, он
не может быть счастлив и что человек
достоин счастья, потому что он прежде
всего человек.