КРАТКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ! Марина Цветаева: реквием.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе.
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру.
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.
Марина Цветаева: реквием.
История создания – 1837 год, написано на смерть Александра Сергеевича Пушкина.
Тема – гибель великого поэта.
Композиция – написано в форме лирического монолога, совмещает разные по размеру и ритму строфы, объединённые общей идеей.
Жанр – симбиоз элегии и сатиры (эпиграммы)
Объяснение:
Ведущей темой стихотворение является безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт. Строфа, посвящённая Дантесу, несёт однозначный упрёк в его низости и пренебрежении культурой неродной для него России: “Смеясь он дерзко презирал чужой земли язык и нравы“. Заброшенный в Россию “на ловлю денег и чинов“, человек с “пустым сердцем“, даже не представлял, с кем он собирался драться…”не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!”.
Трагическая случайность, недостойное поведение в отношении человека, который несмотря на свои слабости, был великим гением – всё это не оправдывает Дантеса. Он – не виновник, а лишь – орудие в руках интриганов и завистников. Не в первый раз Пушкин встаёт против общества, ему не привыкать к одиночеству, но такой трагедии не ожидал никто: это слишком жестокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, повторяет факт гибели несколько раз, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда, и верит в высший неподкупный суд, на котором убийцы и клеветники получат сполна.
Литература для школьников
Главная
А.П.Чехов. Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
Биография А.П.Чехова
Презентация "Детство и юность А.П.Чехова"
Чехов А.П. Хамелеон
Портреты А. П. Чехова
Иллюстрация С. В. Герасимова к рассказу А.П.Чехова "Хамелеон". 1945
Статья учебника
«Антон Павлович Чехов»
Рассказ А. П. Чехова "Хирургия" (урок литературы в 5 классе) на сайте "К уроку литературы"
Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий" (урок литературы в 6 классе) на сайте "К уроку литературы"
Трилогия А. П. Чехова "О любви" (уроки литературы в 8 классе) на сайте "К уроку литературы"
Рассказы А. П. Чехова "Смерть чиновника", "Тоска" (уроки литературы в 9 классе) на сайте "К уроку литературы"
А. П. Чехов
на сайте
"К уроку литературы"
Сайт
"К уроку литературы"
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)
Уроки литературы в 7 классе[1]
В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.
Урок 35. А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа
Урок 36. А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа
Урок 37. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Урок внеклассного чтения 5
УРОК 35
А. П. ЧЕХОВ. «ХАМЕЛЕОН»:
ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев.
I. Краткий рассказ о писателе
Актуализация имеющихся знаний о Чехове:
— Какие книги Чехова вы читали в начальной школе и в 5—6 классах? Расскажите о них.
Рассказ учителя об А. П. Чехове и его детстве в Таганроге с показом изображений литературных мест и включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале литературной деятельности А. П. Чехова, портретах и памятниках ему.
См.: Презентация "Детство и юность А.П.Чехова",
"Портреты А. П. Чехова" на сайте "К уроку литературы".
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Дом-музей А. П. Чехова в Москве» (см. раздел учебника «Литературные места России»).
III. Чтение и обсуждение эпиграфа к статье учебника «Антон Павлович Чехов»:
— В чём М. Горький увидел новаторство Чехова?
— Что значит трагизм мелочей жизни?
IV. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Антон Павлович Чехов» составление её тезисов (см. статью ниже):
ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Антон Павлович Чехов»
Вопрос
Тезис
В какой семье родился Чехов?
Дед — крепостной, откупившийся на волю, отец — владелец бакалейной лавки
Какие невзгоды выпали на долю Чехова в детстве?
Чехов «не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства»
Почему семья Чеховых переехала в Москву?
Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился
Чем занимался Чехов, оставшись в Таганроге?
Чехов с 6 класса гимназии вёл самостоятельную жизнь, зарабатывал деньги уроками
Как началась литературная деятельность Чехова?
В гимназии он пишет юмористические сценки, очерки, пьесы
Какую профессию выбрал себе Чехов?
Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета
Когда Чехов начал печататься?
С 1880 года печатался под псевдонимом Антоша Чехонте
Когда Чехов стал известен как писатель?
Имя Чехова стало известным после выхода в свет «Пёстрых рассказов»
Какой образ жизни вёл писатель в Мелихове?
Чехов наблюдал жизнь крестьян и вёл большую общественную работу (врач, попечитель школы)
В каких жанрах писал Чехов?
«Кроме романов, стихов и доносов, я всё перепробовал»
Почему рассказы Чехова всегда кратки?
«В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать»
В чём своеобразие ранних произведений Чехова?.