В 1941—1945 гг. советская лит-ра достигла больших творческих успехов. Как отмечал на II Всесоюзном съезде советских писателей А. Сурков, *Великая Отечественная война сплотила еще теснее всех писателей народов СССР в единую дружескую семью, побратала их единством тематики и материала, общностью повышенной ответственности за жизнь и честь литературы и неизмеримо повысила авторитет литературы и литераторов среди многомиллионной читательской аудитории, укрепила неразрывную связь литературы с народом*. Богатейший опыт литературы военных лет убедительно показал, какой могучей социально-организующей силой может стать правдивое художественное слово народу в борьбе за великие идеалы. В испытаниях войны с особой яркостью и полнотою раскрылись исторический оптимизм нашей лите-ы, ее патриотическое и гуманистическое содержание, народность. Советские писатели показывали, что наш народ ведет справедливую борьбу во имя торжества жизни, мирного социалистического труда, и своими книгами воодушевляли воинов и тружеников на борьбу с фашизмом. Во многих произведениях были изображены потрясающие по трагизму сцены. Герои, прототипами которых часто являлись реальные участники войны, отдавали жизнь ради победы, сознавая, что в бессмертии народа обретут личное бессмертие. Главное, что характеризует литературу 1941—1945 гг.,— это ее героичность, обусловленная самим содержанием Великой Отечественной войны. «Героизм массы и рядовой единицы» (Горький) становится центральной темой литературного процесса, находит разностороннее и разнохарактерное отражение в лучших произведениях этой поры, единых по своей идейной, патриотической направленности, отличных по и формам художественной типизации. В годы войны в творчестве ряда писателей отчетливо проявились романтические тенденции, стремление раскрыть героику
Роман «Капитанская дочка» неразрывно связан с «Историей Пугачевского бунта», хотя чаще всего их противопоставляют друг другу, не замечая их внутреннего единства. Когда Пушкин написал «Историю Пугачевского бунта», огромный научный труд, он решил показать и другую его сторону. Он написал исторический роман, в котором исторические и социальные проблемы отступают на второй план, так как писателя в нем интересовали именно люди, их характеры и миропонимание. Он, в первую очередь, старался показать из как бы изнутри, показать их представления о Боге, совести, чести, добре и зле. Этот роман - «Капитанская дочка» Пушкин писал, что очень важно, без классовых или идеологических пристрастий. Писатель описал мятежников совсем не так, как представлялось с официальной точки зрения. Он не показал Пугачева извергом, который встал во главе людей. Пушкин видел причины бунта в произволе чиновников, которые теснили казаков, в жестоких действиях правительственной администрации, в отсутствии законов, в неволе народа. Роман несет глубинный смысл, который актуален и до сих пор. Мне кажется, что главной проблемой «Капитанской дочки» является проблема чести и бесчестья. Ее наглядно можно показать на примере Гринева и Швабрина. Не просто так Пушкин выбирает эпиграфом романа пословицу «Береги честь смолоду». Кто-то из героев готов следовать этим словам до конца, считая лучшим выбором смерть, чем предательство, а кто-то жертвует принципами и идеалами ради собственной жизни. Главные герои повести, вокруг которых строится сюжет, Гринев и Швабрин. Они - две совершенно разные личности, но есть между ними что то общее. Они оба молодые офицеры дворянского происхождения, близкие по возрасту и прибывшие в Белогорскую крепость по службе. Проследив за их судьбой, мы сможем понять, что такое настоящая верность и отвага офицера, настоящее человеческое достоинство и предательство тоже. Повествование идет от лица Петра Гринева. До событий, которые произошли в Белогорской крепости, он жил лишь сегодняшним днем, как настоящий повеса, дальнейшие же события заставили его все переосмыслить, найти новые жизненный ценности, он повзрослел. В крепости же он знакомится с Алексеем Швабриным. О его жизни до крепости мы узнаем лишь то, что он был сослан сюда из за дуэли. Он, безусловно, умен и получил хорошее образование, но имеет строптивый и неуравновешенный характер. Несмотря на то, что жизнь до Белогорской крепости была схожа с жизнью Гринева, Швабрин вызывает сразу читательскую антипатию. Сначала Швабрин произвел неплохое впечатление на Гринева. Но друзьями они так и не стали. Первой причиной стала Мария Миронова, капитанская дочка. Гринев был страстно в нее и писал ей стихи. Реалистичный и расчетливый Швабрин только посмеялся над своим приятелем. Он при Гриневе оскорбил Марию Миронову. Но он тоже был влюблен в Машу. Между героями происходит дуэль, в которой Швабрин чуть было не убивает Гринева, но Савельич вовремя останавливает его. Благодаря хорошему уходу Гринев выживает. Но злопамятный Швабрин пишет донос родителям Гринева, снова совершая подлый поступок. Но это лишь начало. По-настоящему понять характер главных героев трагические события, связанные с Пугачевским бунтом. Это развязка романа, где каждый для себя должен выбрать что-то одно: честь или бесчестье. На глазах у Петра Гринева происходит казнь простых офицеров. Так как они отказались подчиниться и присягнуть Пугачеву. Они считают его вором и самозванцем, поэтому выбирают смерть. Швабрин же испугался за свою жизнь и перешел на сторону Пугачева. Он думал лишь о своей собственной жизни, забыв о своем офицерском долге перед родиной, императрицей. Этот поступок не достоин оправдания. Петру Гриневу тоже было страшно, ему нужно было сделать выбор, подчиниться, поцеловав руку Пугачева, или отправится на виселицу вслед за капитаном Мироновым. Гринев выбирает второе. Он предпочел бы лютую казнь такому унижению. Он не может изменить своей родине, стать предателем. Гриневу присущи верность, благородство и преданность. Но судьба его от страшной смерти.
В 1941—1945 гг. советская лит-ра достигла больших творческих успехов. Как отмечал на II Всесоюзном съезде советских писателей А. Сурков, *Великая Отечественная война сплотила еще теснее всех писателей народов СССР в единую дружескую семью, побратала их единством тематики и материала, общностью повышенной ответственности за жизнь и честь литературы и неизмеримо повысила авторитет литературы и литераторов среди многомиллионной читательской аудитории, укрепила неразрывную связь литературы с народом*. Богатейший опыт литературы военных лет убедительно показал, какой могучей социально-организующей силой может стать правдивое художественное слово народу в борьбе за великие идеалы.
В испытаниях войны с особой яркостью и полнотою раскрылись исторический оптимизм нашей лите-ы, ее патриотическое и гуманистическое содержание, народность. Советские писатели показывали, что наш народ ведет справедливую борьбу во имя торжества жизни, мирного социалистического труда, и своими книгами воодушевляли воинов и тружеников на борьбу с фашизмом. Во многих произведениях были изображены потрясающие по трагизму сцены. Герои, прототипами которых часто являлись реальные участники войны, отдавали жизнь ради победы, сознавая, что в бессмертии народа обретут личное бессмертие.
Главное, что характеризует литературу 1941—1945 гг.,— это ее героичность, обусловленная самим содержанием Великой Отечественной войны. «Героизм массы и рядовой единицы» (Горький) становится центральной темой литературного процесса, находит разностороннее и разнохарактерное отражение в лучших произведениях этой поры, единых по своей идейной, патриотической направленности, отличных по и формам художественной типизации.
В годы войны в творчестве ряда писателей отчетливо проявились романтические тенденции, стремление раскрыть героику
Пушкин писал, что очень важно, без классовых или идеологических пристрастий. Писатель описал мятежников совсем не так, как представлялось с официальной точки зрения. Он не показал Пугачева извергом, который встал во главе людей. Пушкин видел причины бунта в произволе чиновников, которые теснили казаков, в жестоких действиях правительственной администрации, в отсутствии законов, в неволе народа.
Роман несет глубинный смысл, который актуален и до сих пор. Мне кажется, что главной проблемой «Капитанской дочки» является проблема чести и бесчестья. Ее наглядно можно показать на примере Гринева и Швабрина.
Не просто так Пушкин выбирает эпиграфом романа пословицу «Береги честь смолоду». Кто-то из героев готов следовать этим словам до конца, считая лучшим выбором смерть, чем предательство, а кто-то жертвует принципами и идеалами ради собственной жизни. Главные герои повести, вокруг которых строится сюжет, Гринев и Швабрин. Они - две совершенно разные личности, но есть между ними что то общее. Они оба молодые офицеры дворянского происхождения, близкие по возрасту и прибывшие в Белогорскую крепость по службе. Проследив за их судьбой, мы сможем понять, что такое настоящая верность и отвага офицера, настоящее человеческое достоинство и предательство тоже.
Повествование идет от лица Петра Гринева. До событий, которые произошли в Белогорской крепости, он жил лишь сегодняшним днем, как настоящий повеса, дальнейшие же события заставили его все переосмыслить, найти новые жизненный ценности, он повзрослел. В крепости же он знакомится с Алексеем Швабриным. О его жизни до крепости мы узнаем лишь то, что он был сослан сюда из за дуэли. Он, безусловно, умен и получил хорошее образование, но имеет строптивый и неуравновешенный характер. Несмотря на то, что жизнь до Белогорской крепости была схожа с жизнью Гринева, Швабрин вызывает сразу читательскую антипатию.
Сначала Швабрин произвел неплохое впечатление на Гринева. Но друзьями они так и не стали. Первой причиной стала Мария Миронова, капитанская дочка. Гринев был страстно в нее и писал ей стихи. Реалистичный и расчетливый Швабрин только посмеялся над своим приятелем. Он при Гриневе оскорбил Марию Миронову. Но он тоже был влюблен в Машу. Между героями происходит дуэль, в которой Швабрин чуть было не убивает Гринева, но Савельич вовремя останавливает его. Благодаря хорошему уходу Гринев выживает. Но злопамятный Швабрин пишет донос родителям Гринева, снова совершая подлый поступок. Но это лишь начало.
По-настоящему понять характер главных героев трагические события, связанные с Пугачевским бунтом. Это развязка романа, где каждый для себя должен выбрать что-то одно: честь или бесчестье. На глазах у Петра Гринева происходит казнь простых офицеров. Так как они отказались подчиниться и присягнуть Пугачеву. Они считают его вором и самозванцем, поэтому выбирают смерть. Швабрин же испугался за свою жизнь и перешел на сторону Пугачева. Он думал лишь о своей собственной жизни, забыв о своем офицерском долге перед родиной, императрицей. Этот поступок не достоин оправдания. Петру Гриневу тоже было страшно, ему нужно было сделать выбор, подчиниться, поцеловав руку Пугачева, или отправится на виселицу вслед за капитаном Мироновым. Гринев выбирает второе. Он предпочел бы лютую казнь такому унижению. Он не может изменить своей родине, стать предателем. Гриневу присущи верность, благородство и преданность. Но судьба его от страшной смерти.