Герасим - крепостной крестьянин: "...считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком..." (раньше Герасим жил крестьянином в деревне) Должность Герасима - дворник: "...дворник Герасим..." "...Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником..." (Герасима привезли из деревни город работать дворником у барыни) В обязанности Герасима входят следующие работы: "...Дела у него было немного: вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить..." Герасим - инвалид, глухонемой с рождения: "...глухонемой от рождения..." "...о проделках немого дворника..." "...Герасим ничего не слыхал <...> для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас..." Герасим мычит, когда хочет что-то сказать: "...с ласковым мычанием закивал головой" "...стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей прянишного петушка..." Герасим - мужчина средних лет, "мужик": "...солнце озарило <...> только что расходившегося молодца..." "...славный мужик..." "...дворник Герасим, мужчина..."
Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет Гиперболы, то есть сильные преувеличения. Про кровать писатель говорит: "сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы". Когда Герасим косил, то мог "молодой березовый лесок смахивать с корней долой". Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, "что хоть в полицию их потом не води".
Для того, чтобы подчеркнуть характер Герасима, писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, "которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо", и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как "пойманный зверь". Эти сравнения подчеркнуть его любовь к свободной жизни.
После свадьбы Татьяны и Капитона единственным существом, которое любил Герасим, стала собачка испанской породы. Герасим маленького щенка, выходил его и называл Муму. Когда по велению барыни Гаврила приказал Герасиму удавить муму, дворник выполнил волю барыни, но после этого ушел пешком в родную деревню. Герасим хотел доказать, что есть предел человеческому терпению, и он не такой человек, который позволит себя унижать и отбирать у себя право на свободный выбор.
Тургенев хотел вызвать у читателей сочувствие к Герасиму, протест против произвола барыни и всех помещиков вообще, которые присвоили себе право распоряжаться судьбами людей. Писатель говорит, что даже у немого, лишенного общаться человека есть чувство собственного достоинства, которое надо уважать.
Источник: http://www.literaturus.ru/2015/10/Gerasim-harakteristika-rasskaz-Mumu-Turgeneva.html
© Literaturus.ru : Мир русской литературы
Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет Гиперболы, то есть сильные преувеличения. Про кровать писатель говорит: "сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы". Когда Герасим косил, то мог "молодой березовый лесок смахивать с корней долой". Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, "что хоть в полицию их потом не води".
Для того, чтобы подчеркнуть характер Герасима, писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, "которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо", и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как "пойманный зверь". Эти сравнения подчеркнуть его любовь к свободной жизни.
После свадьбы Татьяны и Капитона единственным существом, которое любил Герасим, стала собачка испанской породы. Герасим маленького щенка, выходил его и называл Муму. Когда по велению барыни Гаврила приказал Герасиму удавить муму, дворник выполнил волю барыни, но после этого ушел пешком в родную деревню. Герасим хотел доказать, что есть предел человеческому терпению, и он не такой человек, который позволит себя унижать и отбирать у себя право на свободный выбор.
Тургенев хотел вызвать у читателей сочувствие к Герасиму, протест против произвола барыни и всех помещиков вообще, которые присвоили себе право распоряжаться судьбами людей. Писатель говорит, что даже у немого, лишенного общаться человека есть чувство собственного достоинства, которое надо уважать.
Объяснение:
Вроде вот.