После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».
В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.
Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.
Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Эпоха Николаевской реакции. Лирика имеет протестующий, трагический характер. 1) Стремление к свободе. 2) Одиночество ("Листок", "Узник", "Элегия", "И скучно, и грустно, и...", "Как часто, пёстрою толпою...", "Одиночество", "Листок", "Три пальмы", "Парус", "Выхожу один я на дорогу"). Усталость и безысходность. 3) Трагическое мироощущение. 4) Борьба и протест. 5) Обвинение в бездействии своего поколения ("Дума"). 6) Тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэт", "Смерть поэта", "Слава"). 7) Образ Родины ("Родина", "Листок", "Мцыри", "Как часто, пёстрою толпою...", "Я не Байрон", "Бородино", "Песня о купце Калашникове", "Прощай, немытая Россия...", "Кавказ", "Вечер после дождя", "Тучи", "На севере диком стоит одиноко..."). Историческое России. 8) Философская ("Молитва", "Мой демон", "Демон", "Ангел", "Мцыри"). Трагическая двойственность человеческой души. Борьба добра и зла. 9) Тема любви ("Я не унижусь пред тобою...", "У ног других не забывал...", "Любовь мертвеца", "Пусть я кого-нибудь люблю"). Неразделённая любовь: страдание, разочарованность, измена...
В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.
Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.
Эпоха Николаевской реакции. Лирика имеет протестующий, трагический характер.
1) Стремление к свободе.
2) Одиночество ("Листок", "Узник", "Элегия", "И скучно, и грустно, и...", "Как часто, пёстрою толпою...", "Одиночество", "Листок", "Три пальмы", "Парус", "Выхожу один я на дорогу").
Усталость и безысходность.
3) Трагическое мироощущение.
4) Борьба и протест.
5) Обвинение в бездействии своего поколения ("Дума").
6) Тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэт", "Смерть поэта", "Слава").
7) Образ Родины ("Родина", "Листок", "Мцыри", "Как часто, пёстрою толпою...", "Я не Байрон", "Бородино", "Песня о купце Калашникове", "Прощай, немытая Россия...", "Кавказ", "Вечер после дождя", "Тучи", "На севере диком стоит одиноко...").
Историческое России.
8) Философская ("Молитва", "Мой демон", "Демон", "Ангел", "Мцыри").
Трагическая двойственность человеческой души. Борьба добра и зла.
9) Тема любви ("Я не унижусь пред тобою...", "У ног других не забывал...", "Любовь мертвеца", "Пусть я кого-нибудь люблю").
Неразделённая любовь: страдание, разочарованность, измена...