Юрий Павлович Казаков - признанный мастер рассказа. Этот жанр, по словам писателя, дорог ему тем, что "рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть импрессионистически-мгновенно и точно. Наверное, поэтому я не могу уйти от рассказа. Беда ли то, счастье ли: мазок - и миг уподоблен вечности, приравнен т к жизни".
Многие писатели обращались к этому жанру. Рассказ имеет свою историю. В жанре рассказа работал М.Горький, считавший, что "рассказ приучает к экономии слов, к логическому размещению материала, к ясности сюжета и наглядности темы". По его инициативе стал выходить журнал "Наши достижения", на страницах которого печатались преимущественно рассказы. Журнал должен быть зеркалом -писал М.Горький, которое последовательно, ежемесячно отражает Q рост и ход государственной работы всех сил Союза Советов" . Таким образом, М.Горький видел в рассказе не только средство достижения писательского мастерства, но и оперативного информатора событий. К.Федин советовал молодым писателям непременно поработать в жанре рассказа. Он писал: "Практику мастерства лучше всего начать с рассказа. Тут все наглядно: соразмерность частей, органическое родство характеров и сюжета, назначение каждого эпизода для службы общественному замыслу, каждой детали целому"4.
Учитель, педагог, воспитатель играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить. И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все "честные" своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет "наш герой" получать Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на "преступление" с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит "свой заветный рубль, купит молоко", которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не "преступление" это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял. Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. -- Поеду к себе на Кубань,-- сказала она, прощаясь.-- А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет... Тут виновата я... Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка... в ней лежали макароны и три красных яблока... Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они". Замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.
В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье. На мальчика возлагалась большая ответственность, он должен был хорошо учиться, стать грамотным. Несмотря на то, что ему было плохо и горько жить среди чужих людей, он сильно любил свою семью и мать особенно. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мама наперекор всем несчастьям, собрала и отправила сына учиться. Он не хотел подводить мать и не убежал в деревню, претерпевая все трудности. От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное - от дикой тоски по дому ни с кем из ребят он не сошёлся. Их к нему тоже не тянуло. Но нужда заставила мальчика научиться играть в «чику». Получив выигранные деньги, он покупал на базаре баночку молока. Досыта всё равно не наедался, но из-за малокровия ему нужно было пить молоко, поэтому он и играл на деньги.
Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.
Юрий Павлович Казаков - признанный мастер рассказа. Этот жанр, по словам писателя, дорог ему тем, что "рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть импрессионистически-мгновенно и точно. Наверное, поэтому я не могу уйти от рассказа. Беда ли то, счастье ли: мазок - и миг уподоблен вечности, приравнен т к жизни".
Многие писатели обращались к этому жанру. Рассказ имеет свою историю. В жанре рассказа работал М.Горький, считавший, что "рассказ приучает к экономии слов, к логическому размещению материала, к ясности сюжета и наглядности темы". По его инициативе стал выходить журнал "Наши достижения", на страницах которого печатались преимущественно рассказы. Журнал должен быть зеркалом -писал М.Горький, которое последовательно, ежемесячно отражает Q рост и ход государственной работы всех сил Союза Советов" . Таким образом, М.Горький видел в рассказе не только средство достижения писательского мастерства, но и оперативного информатора событий. К.Федин советовал молодым писателям непременно поработать в жанре рассказа. Он писал: "Практику мастерства лучше всего начать с рассказа. Тут все наглядно: соразмерность частей, органическое родство характеров и сюжета, назначение каждого эпизода для службы общественному замыслу, каждой детали целому"4.
Учитель, педагог, воспитатель играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить. И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков.
Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все "честные" своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет "наш герой" получать Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на "преступление" с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги.
Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит "свой заветный рубль, купит молоко", которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не "преступление" это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял. Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.
-- Поеду к себе на Кубань,-- сказала она, прощаясь.-- А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет... Тут виновата я...
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка... в ней лежали макароны и три красных яблока... Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они".
Замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.
В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье. На мальчика возлагалась большая ответственность, он должен был хорошо учиться, стать грамотным. Несмотря на то, что ему было плохо и горько жить среди чужих людей, он сильно любил свою семью и мать особенно. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мама наперекор всем несчастьям, собрала и отправила сына учиться. Он не хотел подводить мать и не убежал в деревню, претерпевая все трудности. От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное - от дикой тоски по дому ни с кем из ребят он не сошёлся. Их к нему тоже не тянуло. Но нужда заставила мальчика научиться играть в «чику». Получив выигранные деньги, он покупал на базаре баночку молока. Досыта всё равно не наедался, но из-за малокровия ему нужно было пить молоко, поэтому он и играл на деньги.
Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.