2 глава: Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.
10 глава: Рассказывая об отце, повзрослевший Иртеньев говорит о нем как о человеке, имевшем «неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула»
15 глава: Воспоминания Николеньки о детстве наполненный беззаботным счастьем и трепетом. Вечера за чайным столом и долгие разговоры взрослых, которые нагоняли дремоту. Кресло, в которым он засыпал, а матушка ласково его будила. Молитвы перед сном и детские мечты.
Николенька понимает, что все самые искренние эмоции и чувства остаются в детстве, которое уже не вернуть.
Детство… Чудесная, незабываемая пора! Трудно переоценить значение этого прекрасного периода в жизни каждого человека. Детство дарит нам яркие впечатления. Помните, как мы начинали познавать окружающий мир и смотрели на него чистым и незамутнённым взором ребёнка? В это невозвратимое время закладывались основы нашего характера. Что же влияет на формирование личности? Пример родителей, жизненная обстановка и условия существования. Именно в детстве воспитываются такие качества, как доброта, честность, порядочность, милосердие, трудолюбие, ответственность. Ни один из русских классиков не обошёл тему детства в своих произведениях. В романе И. А. Гончарова «Обломов» детство главного героя подробно описывается в девятой главе романа, которая называется «Сон Обломова». Ленивый и апатичный Илья Ильич засыпает с мыслью: «Почему я такой?» Он хочет понять, почему он так бес в быту и теряется именно тогда, когда необходимо действовать. Сон — это и есть ответ на вопрос. Мы видит семилетнего мальчика в его родной Обломовке среди тихой, спокойной и мягкой природы, в благословенном уголке земли, где счастливые обломовцы живут, не зная забот и печалей, перетекая плавно из одного дня в другой и не желая никаких перемен. Сначала Илюша — живой и подвижный мальчик, который в момент всепоглощающего послеобеденного сна всех обитателей имения изучает окружающий мир, детское любопытство толкает его к запретному страшному оврагу. Но постепенно мальчика лишают его подвижности и живости, запрещая всё делать самому: а на что же тогда приставленный к нему слуга Захарка? Кроме того, ребёнок видит, что родители его изо дня в день ничего не делают, их заботы не простираются далее сытного обеда. Бессознательно, подражая отцу и матери, он чертил образ своей будущей жизни. Первобытная лень, простота нравов, тишина и неподвижность, отсутствие привычки к труду стали причиной того, что Илья Ильич не смог стать деятелем во взрослой жизни. Но в Обломове сформированы с детства и прекрасные качества: доброта, мягкость, милосердие, незлобивость, сострадание. К нему тянутся все герои. Его посещают и светский щёголь Волков, и карьерист Судьбинской, и литератор Пенкин, и безличный и незаметный Алексеев. С ним дружит Штольц. Его первого полюбила гордая Ольга Ильинская. Кристальная чистота души, сердечная теплота — всё это привлекает окружающих в лежебоке Илье Ильиче. Обломову в романе противопоставлен Андрей Штольц, который в детстве получил прямо противоположное воспитание. Сын немецкого бюргера и обедневшей русской дворянки, по мысли автора, он должен был соединить в себе немецкое трудолюбие и ответственность и русскую щедрость души. Мальчик рано был приучен к самостоятельности и труду, к ответственности за свои поступки и порученное дело. Ещё в детстве отец сделал его репетитором в своём маленьком пансионе, потому что Андрюша отлично учился. Целеустремлённый, решительный и трудолюбивый Штольц всего в жизни добился сам. Он деятель и предприниматель, его стихия — это постоянное движение и труд. Но иногда кажется, что немецкая рассудочность и рациональность, привитые герою в детстве, мешают ему быть более тактичным и понимающим. Таким образом, детство играет огромную роль в жизни каждого человека, так как именно в эту прекрасную пору закладываются те основы личности, которые пригодятся в будущем. Родители воспитывают характер ребёнка, а вместе с ним и формируют его дальнейшую судьбу.
2 глава: Вспоминая мать, Иртеньев представляет ее светлый образ, улыбку и чудесные события детства, связанные с ней.
10 глава: Рассказывая об отце, повзрослевший Иртеньев говорит о нем как о человеке, имевшем «неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула»
15 глава: Воспоминания Николеньки о детстве наполненный беззаботным счастьем и трепетом. Вечера за чайным столом и долгие разговоры взрослых, которые нагоняли дремоту. Кресло, в которым он засыпал, а матушка ласково его будила. Молитвы перед сном и детские мечты.
Николенька понимает, что все самые искренние эмоции и чувства остаются в детстве, которое уже не вернуть.
Детство… Чудесная, незабываемая пора! Трудно переоценить значение этого прекрасного периода в жизни каждого человека. Детство дарит нам яркие впечатления. Помните, как мы начинали познавать окружающий мир и смотрели на него чистым и незамутнённым взором ребёнка? В это невозвратимое время закладывались основы нашего характера. Что же влияет на формирование личности? Пример родителей, жизненная обстановка и условия существования. Именно в детстве воспитываются такие качества, как доброта, честность, порядочность, милосердие, трудолюбие, ответственность. Ни один из русских классиков не обошёл тему детства в своих произведениях. В романе И. А. Гончарова «Обломов» детство главного героя подробно описывается в девятой главе романа, которая называется «Сон Обломова». Ленивый и апатичный Илья Ильич засыпает с мыслью: «Почему я такой?» Он хочет понять, почему он так бес в быту и теряется именно тогда, когда необходимо действовать. Сон — это и есть ответ на вопрос. Мы видит семилетнего мальчика в его родной Обломовке среди тихой, спокойной и мягкой природы, в благословенном уголке земли, где счастливые обломовцы живут, не зная забот и печалей, перетекая плавно из одного дня в другой и не желая никаких перемен. Сначала Илюша — живой и подвижный мальчик, который в момент всепоглощающего послеобеденного сна всех обитателей имения изучает окружающий мир, детское любопытство толкает его к запретному страшному оврагу. Но постепенно мальчика лишают его подвижности и живости, запрещая всё делать самому: а на что же тогда приставленный к нему слуга Захарка? Кроме того, ребёнок видит, что родители его изо дня в день ничего не делают, их заботы не простираются далее сытного обеда. Бессознательно, подражая отцу и матери, он чертил образ своей будущей жизни. Первобытная лень, простота нравов, тишина и неподвижность, отсутствие привычки к труду стали причиной того, что Илья Ильич не смог стать деятелем во взрослой жизни. Но в Обломове сформированы с детства и прекрасные качества: доброта, мягкость, милосердие, незлобивость, сострадание. К нему тянутся все герои. Его посещают и светский щёголь Волков, и карьерист Судьбинской, и литератор Пенкин, и безличный и незаметный Алексеев. С ним дружит Штольц. Его первого полюбила гордая Ольга Ильинская. Кристальная чистота души, сердечная теплота — всё это привлекает окружающих в лежебоке Илье Ильиче. Обломову в романе противопоставлен Андрей Штольц, который в детстве получил прямо противоположное воспитание. Сын немецкого бюргера и обедневшей русской дворянки, по мысли автора, он должен был соединить в себе немецкое трудолюбие и ответственность и русскую щедрость души. Мальчик рано был приучен к самостоятельности и труду, к ответственности за свои поступки и порученное дело. Ещё в детстве отец сделал его репетитором в своём маленьком пансионе, потому что Андрюша отлично учился. Целеустремлённый, решительный и трудолюбивый Штольц всего в жизни добился сам. Он деятель и предприниматель, его стихия — это постоянное движение и труд. Но иногда кажется, что немецкая рассудочность и рациональность, привитые герою в детстве, мешают ему быть более тактичным и понимающим. Таким образом, детство играет огромную роль в жизни каждого человека, так как именно в эту прекрасную пору закладываются те основы личности, которые пригодятся в будущем. Родители воспитывают характер ребёнка, а вместе с ним и формируют его дальнейшую судьбу.