Основная мысль произведения "Слово о полку Игореве" – призыв к объединению. Именно об этом" золотое слово" Святослава. В «золотом слове» князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Он осуждает Игоря и Всеволода за их поступок, но и скорбит о том. что они попали в плен. Он призывает князей объединиться, чтобы вместе отражать набеги поганых на Русь. Место действия "Слова" переносится в Киев. Иностранцы (немцы, венецианцы, греки и мораване) живо сочувствуют удачам Святослава и несчастию Игоря. Следует "мутенъ сонъ" великого князя Святослава, объяснение его боярами и "золотое слово" Святослава. Здесь, в сне Святослава, находится труднообъяснимое, испорченное место, каких еще несколько встречается и далее. Снилось князю в "тереме златоверхом", что треснула балка над ним, закаркали вороны и понеслись к морю с Оболони. А самого князя стали приготовлять к погребению: одели "чръною паполомою, на кроваты тисовѣ", стали оплакивать "синим вином с горем смешанным", стали сыпать крупный жемчуг – слезы на лоно. И сказали бояре князю: "горе твое от того, что два сокола слетели с золотого стола отцовского; соколов захватили в железные путины и припешали им крылья". Четыре князя попались в плен: Игорь, Всеволод, Олег и Святослав. Речь бояр переходит в образный, картинный плач: "тьма свет покрыла, снесеся хула на хвалу, тресну нужда на волю, готския девы запели на берегу Синего моря, позванивая русским золотом". Тогда великий князь Святослав изрекает свое "золотое слово", упрекая Игоря и Всеволода за излишнюю самонадеянность. И встал бы великий князь за обиду за свое гнездо; но он уже знает, как стонет под саблями половецкими Владимир Глебович. Уже неоднократно в литературе о «Слове» указывали на параллели между сном Святослава и свадебными песнями о сне невесты, снившемся ей накануне свадьбы. В песнях этого типа, певшихся чаще всего в утро венчального дня, упоминаются почти все приметы, о которых рассказывает Святослав: вино, жемчуг, птицы, развалившиеся части дома. В контексте других свадебных мотивов, пронизывающих «Слово» , кажется вероятным, что сон Святослава — эпическая переработка подобных свадебных песен Киевского периода. Скорбь, испытанная русским народом при гибели русских войск, изображена посредством печальных лирических мотивов, связанных с уходом невесты из родительского дома. Однако свадебная символика переделана на траурный, эпический лад. Вместо того, чтобы черпать Святославу «зеленое вино» (обычная формула, вероятно, очень древняя, в народных песнях всех жанров) , черпают ему «синее вино съ трудомъ смешено» . Подобно тому как сваты приносят невесте жемчуг, Святославу тоже сыплют жемчуг, но вместо сватов (послов жениха) Святославу снятся «поганые тлъковины» (переводчики) , т. е. половецкие послы. А вместо того, чтобы просто сыпать жемчуг, «тлъковины» сыплют его из колчанов, уже пустых после победы над Игоревым войском. «Негуют» Святослава подобно тому, как нежат невесту перед ее уходом из дома, от «неги матушкиной». Не случайно самая близкая параллель сну Святослава в древнерусской литературе — это сон князя Мала в летописном сказании о мести княгини Ольги. Как указано Д. С. Лихачевым, эта устная легенда построена на двух перекликающихся друг с другом обрядах — свадебном и похоронном.
день Аграфены Купальницы (23 июня) ходят вечером в лес и рвут травы, приносят домой, ввязывают в веники и приговаривают:
Приехала купаленка На семьдесят тележеньках, Привезла нам купаленка Добра и здоровья, Богатства и почести!
39.
Приступая к сенокосу, при начале косьбы, натачивают косу, говорят: Коси, коса, гладко, Люби, коса, лопатку, Лопатка – песок, Косец– пирожок.
40.
«Дожинки каждый хозяин справляет отдельно; они состоят из заплетения «бороды Илье»... В Никольском у. это делается так. Один колос оставляется несжатым, кругом его кладут колосья плеткой (в виде городка), т. е. четыре стебля кладут так, как бревна в избе, на этот венец кладется другой и т. д., причем соблюдают, чтобы колос одного стебля приходился сверх жнивы другого; оставшийся в середине не сжатый пучек колосьев загибают вниз и нахлобучивают ему хлобучек. Когда одна женщина плетет эту бороду, все молчат. Окончив, она кланяется бороде в землю и говорит:
Вот тебе, Илья, борода! Расти овес на прок, Корми доброго коня! Потом она поднимает сноп на голову и говорит: Вот этакий высокий, Расти овес на прок! Затем все дожинальщики идут в избу. Там сноп ставят в судки и говорят: Клопы, блохи, цыганы Вон из избы; Скот па двор.
Потом сноп этот относится на поветь и лежит там до Покрова, когда скот поступает на корм; тогда этот сноп разделяется между всей домашней скотиной и этим начинается его зимняя кормежка в хлевах. Дожинки устраиваются на всем пространстве от Никольска до Тотьмы и до Устюга; кроме собственного семейства на дожинки приглашаются чужие и угощаются вином. В Устюгском уезде» связав бороду Илье, приговаривают:
К этому хозяину Приходили бы купить и займовать! Кто зернышко съест, Если девушка – замуж идти, Парень – жениться, Если женщина – дитя родить, Если корова – телушку родить, Если овечка – двойничков принести.
Место действия "Слова" переносится в Киев. Иностранцы (немцы, венецианцы, греки и мораване) живо сочувствуют удачам Святослава и несчастию Игоря. Следует "мутенъ сонъ" великого князя Святослава, объяснение его боярами и "золотое слово" Святослава. Здесь, в сне Святослава, находится труднообъяснимое, испорченное место, каких еще несколько встречается и далее. Снилось князю в "тереме златоверхом", что треснула балка над ним, закаркали вороны и понеслись к морю с Оболони. А самого князя стали приготовлять к погребению: одели "чръною паполомою, на кроваты тисовѣ", стали оплакивать "синим вином с горем смешанным", стали сыпать крупный жемчуг – слезы на лоно. И сказали бояре князю: "горе твое от того, что два сокола слетели с золотого стола отцовского; соколов захватили в железные путины и припешали им крылья". Четыре князя попались в плен: Игорь, Всеволод, Олег и Святослав. Речь бояр переходит в образный, картинный плач: "тьма свет покрыла, снесеся хула на хвалу, тресну нужда на волю, готския девы запели на берегу Синего моря, позванивая русским золотом". Тогда великий князь Святослав изрекает свое "золотое слово", упрекая Игоря и Всеволода за излишнюю самонадеянность. И встал бы великий князь за обиду за свое гнездо; но он уже знает, как стонет под саблями половецкими Владимир Глебович.
Уже неоднократно в литературе о «Слове» указывали на параллели между сном Святослава и свадебными песнями о сне невесты, снившемся ей накануне свадьбы. В песнях этого типа, певшихся чаще всего в утро венчального дня, упоминаются почти все приметы, о которых рассказывает Святослав: вино, жемчуг, птицы, развалившиеся части дома. В контексте других свадебных мотивов, пронизывающих «Слово» , кажется вероятным, что сон Святослава — эпическая переработка подобных свадебных песен Киевского периода. Скорбь, испытанная русским народом при гибели русских войск, изображена посредством печальных лирических мотивов, связанных с уходом невесты из родительского дома. Однако свадебная символика переделана на траурный, эпический лад. Вместо того, чтобы черпать Святославу «зеленое вино» (обычная формула, вероятно, очень древняя, в народных песнях всех жанров) , черпают ему «синее вино съ трудомъ смешено» . Подобно тому как сваты приносят невесте жемчуг, Святославу тоже сыплют жемчуг, но вместо сватов (послов жениха) Святославу снятся «поганые тлъковины» (переводчики) , т. е. половецкие послы. А вместо того, чтобы просто сыпать жемчуг, «тлъковины» сыплют его из колчанов, уже пустых после победы над Игоревым войском. «Негуют» Святослава подобно тому, как нежат невесту перед ее уходом из дома, от «неги матушкиной». Не случайно самая близкая параллель сну Святослава в древнерусской литературе — это сон князя Мала в летописном сказании о мести княгини Ольги. Как указано Д. С. Лихачевым, эта устная легенда построена на двух перекликающихся друг с другом обрядах — свадебном и похоронном.
Приехала купаленка
На семьдесят тележеньках,
Привезла нам купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почести!
39.
Приступая к сенокосу, при начале косьбы, натачивают косу, говорят:
Коси, коса, гладко,
Люби, коса, лопатку,
Лопатка – песок,
Косец– пирожок.
40.
«Дожинки каждый хозяин справляет отдельно; они состоят из заплетения «бороды Илье»... В Никольском у. это делается так. Один колос оставляется несжатым, кругом его кладут колосья плеткой (в виде городка), т. е. четыре стебля кладут так, как бревна в избе, на этот венец кладется другой и т. д., причем соблюдают, чтобы колос одного стебля приходился сверх жнивы другого; оставшийся в середине не сжатый пучек колосьев загибают вниз и нахлобучивают ему хлобучек. Когда одна женщина плетет эту бороду, все молчат. Окончив, она кланяется бороде в землю и говорит:
Вот тебе, Илья, борода!
Расти овес на прок,
Корми доброго коня!
Потом она поднимает сноп на голову и говорит:
Вот этакий высокий,
Расти овес на прок!
Затем все дожинальщики идут в избу.
Там сноп ставят в судки и говорят:
Клопы, блохи, цыганы
Вон из избы;
Скот па двор.
Потом сноп этот относится на поветь и лежит там до Покрова, когда скот поступает на корм; тогда этот сноп разделяется между всей домашней скотиной и этим начинается его зимняя кормежка в хлевах.
Дожинки устраиваются на всем пространстве от Никольска до Тотьмы и до Устюга; кроме собственного семейства на дожинки приглашаются чужие и угощаются вином. В Устюгском уезде» связав бороду Илье, приговаривают:
К этому хозяину
Приходили бы купить и займовать!
Кто зернышко съест,
Если девушка – замуж идти,
Парень – жениться,
Если женщина – дитя родить,
Если корова – телушку родить,
Если овечка – двойничков принести.