ответ: замысел "последнего поклона" родился в пику многочисленным писаниям, которые появились в 1950-1960-е годы в связи с сибирскими новостройками. "все, как сговорившись, писали и говорили о сибири так, будто до них тут никого не было, никто не жил. а если жил, то никакого внимания не заслуживал, - рассказывает писатель. - и у меня возникло не просто чувство протеста, у меня возникло желание рассказать о "моей" сибири, первоначально продиктованное одним лишь стремлением доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо"3.
особую поэтическую восторженность рассказам, которые вошли в первую книгу "последнего поклона" (1968), придает то, что это не просто "страницы детства", как назвал их автор, а то, что здесь главный субъект речи и сознания - ребенок, витька потылицын. детское восприятие мира - наивное, непосредственное, доверчивое - придает особый, улыбчивый и трогательный колорит всему повествованию.
но в характере витьки есть своя "особинка". он эмоционально чуток, до слез восприимчив к красоте. это особенно проявляется в той поразительной чуткости, с которой его детское сердчишко отзывается на музыку. вот пример:
"бабушка запевала стоя, негромко, чуть хрипловато и сама себе рукой. у меня почему-то сразу же начинало коробить спину. и по всему телу россыпью колючей пробежал холод от возникшей внутри меня восторженности. чем ближе подводила бабушка запев к обще-голосью, чем напряженней становился ее голос и бледнее лицо, тем
гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах".
значит, сам витька, главный герой цикла, принадлежит к той самой "песенной" породе, которую астафьев выделил из семьи "простых людей" в своих прежних рассказах. такой мальчонка, "песенный", нараспашку открытый всему миру, оглядывается вокруг себя. и мир поворачивается к нему только доброй своей стороной. не случайно в первой книге "последнего поклона" много места занимают описания детских игр, проказ, . здесь и картины совместной работы, когда деревенские тетки бабушке катерине квасить капусту ("осенние грусти и радости"), и знаменитые бабушкины блины на "музыкальной сковородке" ("стряпухина радость"), и щедрые застолья, где собирается вся "родова", "все целуются друг с другом и, разморенные, добрые, ласковые, дружно поют песни" ("бабушкин праздник"
а сколько там песен! можно говорить об особой песенной стихии как об одном из существенных стилевых пластов в общей эмоциональной палитре "последнего поклона". тут и старинная народная "течет реченька, течет ", и плачевая "злые люди, люди ", и шуточная "распроклятая картошка, что ж ты долго не ", и фривольные "распустила дуня ", "монах красотку ", и завезенные в сибирскую деревню откуда-то из портовых кабаков "не любите моряка, моряки ", "плыл по окия-ну из африки " и так далее. эта песенная радуга создает в "последнем поклоне" особый эмоциональный фон, где перемешано высокое и низкое, веселье и грусть, чистая истовость и скабрезная глумливость. такой фон "созвучен" той мозаике характеров, которые проходят перед глазами витьки потылицына.
все остальные "гробовозы", как кличут жителей родной витькиной овсянки, что ни фигура, то колоритнейший характер. чего стоит хотя бы один дядя левонтий с его философским вопросом: "что есть жисть? ", который он задает на высшем градусе опьянения и после которого все бросаются врассыпную, прихватывая со стола посуду и остатки еды. или тетка татьяна, "пролетарья", по выражению бабушки, активист и организатор колхоза, что все свои выступления заканчивала срывающимся выдохом: "сольем наш ентузиазм с волнующимся акияном мирового пролетариата! " все овсянкинцы, кроме разве что деда ильи, от которого слышали не больше трех или пяти слов за день, в той или иной мере артисты. они любят покрасоваться, умеют сымпровизировать сцену на глазах
ответ: замысел "последнего поклона" родился в пику многочисленным писаниям, которые появились в 1950-1960-е годы в связи с сибирскими новостройками. "все, как сговорившись, писали и говорили о сибири так, будто до них тут никого не было, никто не жил. а если жил, то никакого внимания не заслуживал, - рассказывает писатель. - и у меня возникло не просто чувство протеста, у меня возникло желание рассказать о "моей" сибири, первоначально продиктованное одним лишь стремлением доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо"3.
особую поэтическую восторженность рассказам, которые вошли в первую книгу "последнего поклона" (1968), придает то, что это не просто "страницы детства", как назвал их автор, а то, что здесь главный субъект речи и сознания - ребенок, витька потылицын. детское восприятие мира - наивное, непосредственное, доверчивое - придает особый, улыбчивый и трогательный колорит всему повествованию.
но в характере витьки есть своя "особинка". он эмоционально чуток, до слез восприимчив к красоте. это особенно проявляется в той поразительной чуткости, с которой его детское сердчишко отзывается на музыку. вот пример:
"бабушка запевала стоя, негромко, чуть хрипловато и сама себе рукой. у меня почему-то сразу же начинало коробить спину. и по всему телу россыпью колючей пробежал холод от возникшей внутри меня восторженности. чем ближе подводила бабушка запев к обще-голосью, чем напряженней становился ее голос и бледнее лицо, тем
гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах".
значит, сам витька, главный герой цикла, принадлежит к той самой "песенной" породе, которую астафьев выделил из семьи "простых людей" в своих прежних рассказах. такой мальчонка, "песенный", нараспашку открытый всему миру, оглядывается вокруг себя. и мир поворачивается к нему только доброй своей стороной. не случайно в первой книге "последнего поклона" много места занимают описания детских игр, проказ, . здесь и картины совместной работы, когда деревенские тетки бабушке катерине квасить капусту ("осенние грусти и радости"), и знаменитые бабушкины блины на "музыкальной сковородке" ("стряпухина радость"), и щедрые застолья, где собирается вся "родова", "все целуются друг с другом и, разморенные, добрые, ласковые, дружно поют песни" ("бабушкин праздник"
а сколько там песен! можно говорить об особой песенной стихии как об одном из существенных стилевых пластов в общей эмоциональной палитре "последнего поклона". тут и старинная народная "течет реченька, течет ", и плачевая "злые люди, люди ", и шуточная "распроклятая картошка, что ж ты долго не ", и фривольные "распустила дуня ", "монах красотку ", и завезенные в сибирскую деревню откуда-то из портовых кабаков "не любите моряка, моряки ", "плыл по окия-ну из африки " и так далее. эта песенная радуга создает в "последнем поклоне" особый эмоциональный фон, где перемешано высокое и низкое, веселье и грусть, чистая истовость и скабрезная глумливость. такой фон "созвучен" той мозаике характеров, которые проходят перед глазами витьки потылицына.
все остальные "гробовозы", как кличут жителей родной витькиной овсянки, что ни фигура, то колоритнейший характер. чего стоит хотя бы один дядя левонтий с его философским вопросом: "что есть жисть? ", который он задает на высшем градусе опьянения и после которого все бросаются врассыпную, прихватывая со стола посуду и остатки еды. или тетка татьяна, "пролетарья", по выражению бабушки, активист и организатор колхоза, что все свои выступления заканчивала срывающимся выдохом: "сольем наш ентузиазм с волнующимся акияном мирового пролетариата! " все овсянкинцы, кроме разве что деда ильи, от которого слышали не больше трех или пяти слов за день, в той или иной мере артисты. они любят покрасоваться, умеют сымпровизировать сцену на глазах
объяснение: