Критерий оценивания Бала
1
Дескриптор
обучающийся
перечисляет главных героев художественного
произведення
дел не деп героев на
положительных и отрицательных
объясняет поступки героев
Определяет главную
информацию
художественного
произведення
Дает краткие полные
ответы на вопросы по
содержанию
художественного
произведения
Выделяет основную
мысль произведения
Отмечает основные
характеристики
литературного героя
формулирует основную мысль художественного
произведения
характеризует персонажа
художественного произведення
подтверждает собственную
позицию цитатами примера на
художественного произведення (2-
3 цитаты)
8.
Всего
Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим.
Робинзон был третьим сыном в семье, баловнем, его не готовили ни к какому ремеслу, и с детских лет его голова была набита «всякими бреднями» — главным образом мечтами о морских путешествиях. Старший его брат погиб во Фландрии, сражаясь с испанцами, без вести пропал средний, и поэтому дома слышать не хотят о том, чтобы отпустить последнего сына в море. Отец, «человек степенный и умный», слезно умоляет его стремиться к скромному существованию, на все лады превознося «среднее состояние», уберегающее человека здравомыслящего от злых превратностей судьбы. Увещевания отца лишь на время урезонивают 18-летнего недоросля. Попытка несговорчивого сына заручиться поддержкой матери тоже не увенчивается успехом, и еще без малого год он надрывает родительские сердца, пока 1 сентября 1651 г. не отплывает из Гулля в Лондон, соблазнившись бесплатным проездом (капитан — отец его приятеля).
Уже первый день на море стал предвестьем грядущих испытаний. Разыгравшийся шторм пробуждает в душе ослушника раскаяние, впрочем, улегшееся с непогодой и окончательно развеянное попойкой («как обыкновенно у моряков»). Через неделю, на ярмутском рейде, налетает новый, куда более свирепый шторм. Опытность команды, самоотверженно корабль, не судно тонет, моряков подбирает шлюпка с соседнего суденышка. На берегу Робинзон снова испытывает мимолетное искушение внять суровому уроку и вернуться в родительский дом, но «злая судьба» удерживает его на избранном гибельном пути. В Лондоне он знакомится с капитаном корабля, готовящегося идти в Гвинею, и решает плыть с ними — благо, это ни во что ему не обойдется, он будет «сотрапезником и другом» капитана. Как же будет корить себя поздний, умудренный испытаниями Робинзон за эту свою расчетливую беспечность! Наймись он простым матросом, он научился бы обязанностям и работе моряка, а так он всего-навсего купец, делающий удачный оборот своим сорока фунтам. Но какие-то мореходные знания он приобретает: капитан охотно занимается с ним, коротая время. По возвращении в Англию капитан вскоре умирает, и Робинзон уже самостоятельно отправляется в Гвинею.
Рассказ Пришвина "Говорящий грач" совсем небольшой по объему. Его краткое содержание можно написать в виде плана:
К автору постоянно прилетает молодой грачонок.
Мужчина хочет научить его говорить.
Он подкармливает птицу гречневой кашей, приговаривая "Хочешь кашки?".
Птица с удовольствием кушает угощение, но отвечать "Хочу" отказывается.
Автор прекращает попытки научить грача разговаривать.
Однажды он обнаруживает, что все его съестные припасы украдены.
Он плохо спит, аж позеленел от голода.
Утром, увидев знакомого грача, он пытается его поймать, чтобы съесть.
Грач взбирается все выше и выше на дерево и оттуда передразнивает мужчину его же фразой "Хочешь кашки?".
Автору так и не удается поймать птицу.