Дурень- головний герой казки "Летючий корабель". Він був тією дитиною у сім'ї, яку недолюблювали, не навчали батьки. Через це він і ріс дурником для рідних. З перших рядків казки зрозуміло,що у нього важке життя: Як дадуть, то й їсть, а ні, то він і голодує." Але головний герой казки зовсім не дурний, він самостійний і рішучий.Це доводить його рішення піти шукати кращої долі. Слухниний і ввічливий,щедрий та добрий, бо допомагав людям просто так і ділився всім,що мав сам. За його до безкорисливу в нього з'явились друзі,що в важкі хвилин
Учитель. Тема сегодняшнего урока – "Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы – символы в романе".
Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 встречи Гринёва с Пугачёвым, поразмышляем над авторской мыслью, попробуем понять особенности мастерства писателя. А вы расскажете, к каким выводам пришли.
Итак, удачи всем в работе! Запишите в тетради число, тему урока.
2. Ревизия знаний
Произведениям Пушкина свойственны символические образы. И роман «Капитанская дочка» не исключение.
Презентация. Слайд 1.
Учитель. Что же такое символ? С этим термином мы уже сталкивались, вспомните, в каких произведениях?
Презентация. Слайд 2.
Ученики. В рассказах А.П. Чехова. Например, шинель Червякова. Он умер прямо в ней, шинель – символ его пресмыкательства, его страха.
Ученики. Шинель - символ деления людей на низших и высших, шинель на Червякове мёртвом означает, что человек в нём давно умер, остался только чин.
Учитель. Какие чеховские символы вы ещё можете привести в качестве примера?
Ученики. В рассказе «Хамелеон» решето с конфискованным крыжовником, шинель Очумелова, палец Хрюкина.
Учитель. Итак, символ - многозначный образ.
3. Выдвижение гипотезы
Учитель. Итак, символ - многозначный образ. Наша задача - выяснить, для чего А.С. Пушкин использовал символы в произведении «Капитанская дочка»?
Ваше предположение?
Ученики. Пушкин вводит их для того, чтобы ярче показать характеры героев.
Учитель. Да, видимо, это так, ведь главная задача писателя – раскрыть характеры персонажей, показать их мысли, чувства. Будем записывать выводы в наших тетрадях по двум героям: Гринёву и Пугачёву.
4. Групповая работа (домашнее задание)
Учитель. Итак, давайте вспомним 3 встречи Петра Гринёва с Пугачёвым, расшифруем образы-символы романа, как они выявляют черты характера персонажей.
Рассмотрим первую встречу Гринёва с Пугачёвым.
Посмотрим, к каким выводам пришли участники 1 группы.
Что подчёркивает метель? Как характеризует Гринёва, Пугачёва?
ответы участников 1 группы:
Пётр Гринёв настаивает на поездке, несмотря на уговоры ямщика и Савельича, и вдруг “облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель». Метель подчёркивает «блуждания» Гринёва, он перед этим проиграл деньги, сбился с дороги в прямом и переносном смысле.
Метель - образ-символ романа, он связан не только с Гринёвым, заблудившемся в непогоду, но и с Пугачёвым, ведь впервые на страницах произведения он появляется во время снежного бурана, чуть не погубившего Петра Гринёва. Автор так твёрдо связывает вождя народа с этой снежной стихией, вихрем, что даже пренебрегает хронологией: метель случилась в начале сентября, что не совсем правдоподобно.
Метель – стихия природы, этот образ - символ перемен, бунта, крушения чего-то, символ протеста, когда человек может погибнуть, восстание Пугачёва – стихийный протест народа, грозное событие.
Мы думаем, что герои проявили такие качества (записываем в таблицу):
развернуть таблицу
Гринёв
Пугачёв
Ребячество, самонадеянность
сметливость, природный ум, уверенность.
развернуть таблицу
Учитель. Кстати, речь в произведении ведётся и о дворянах. А дворяне связаны с образом осени. Помните, генерал подвязывает яблони в саду, когда Пугачёв уже в Белогорской крепости, в ней снег, а в 40 км – угасает осень. Что символизирует осень?
Ученики. Видимо, слабость, угасание дворянства.
Ученики 1 группы. Следующий образ – дорога: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе». Кто говорит? – Пугачёв. А что такое дорога? А вспомните еще: заблудился в пути, сбился с пути, найти верный путь…
Дорога – это путь человека, какой он выбирает, поэтому и говорится, что сбился с пути, ведь Гринёв проиграл деньги Зурину, накричал на Савельича, вёл себя не лучшим образом.
Ученики 1 группы. Есть ещё один образ-символ. Выводит Гринёва и Савельича к постоялому двору не просто мужик, а Вожатый. Он, будущий вождь восстания Пугачёв, уже проявляет лидерские качества: умение убеждать, внушать доверие, вести за собой.
Что отмечаем в Пугачёве? - Задатки вождя, лидера, отвагу, решительность.
В Гринёве? - Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Лишён сословных предрассудков. Милосерден к вожатому, благодарен за
Ученики 1 группы. А дальше Гринёв видит «сорокалетнего мужика… Сон Гринёва – символический, пророческий. Он наполнен символами.
Кровь, топор в руках чернобородого мужика, мёртвые тела – символы насилия, кровопролития, гибели людей.
Ласка его по отношению к Гринёву – это его особое, милосердное отношение к молодому дворянину, он даже будет участвовать в любовных делах дворянина соединиться с Машей.
Учитель. Как развиваются их отношения?
Ученики. Вывод. Гринёв милосерден, добр к людям, а милосердие, доброта Гринёва и благодарность за оказанную услугу мужика вернётся к нему позже. Он, этот мужик, выведет Гринёва из труднейшей ситуации, став его вожаком, затем посажёным отцом.
Але головний герой казки зовсім не дурний, він самостійний і рішучий.Це доводить його рішення піти шукати кращої долі. Слухниний і ввічливий,щедрий та добрий, бо допомагав людям просто так і ділився всім,що мав сам. За його до безкорисливу в нього з'явились друзі,що в важкі хвилин
1. Организационный. Вступительное слово учителя
Учитель. Тема сегодняшнего урока – "Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы – символы в романе".
Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 встречи Гринёва с Пугачёвым, поразмышляем над авторской мыслью, попробуем понять особенности мастерства писателя. А вы расскажете, к каким выводам пришли.
Итак, удачи всем в работе! Запишите в тетради число, тему урока.
2. Ревизия знаний
Произведениям Пушкина свойственны символические образы. И роман «Капитанская дочка» не исключение.
Презентация. Слайд 1.
Учитель. Что же такое символ? С этим термином мы уже сталкивались, вспомните, в каких произведениях?
Презентация. Слайд 2.
Ученики. В рассказах А.П. Чехова. Например, шинель Червякова. Он умер прямо в ней, шинель – символ его пресмыкательства, его страха.
Ученики. Шинель - символ деления людей на низших и высших, шинель на Червякове мёртвом означает, что человек в нём давно умер, остался только чин.
Учитель. Какие чеховские символы вы ещё можете привести в качестве примера?
Ученики. В рассказе «Хамелеон» решето с конфискованным крыжовником, шинель Очумелова, палец Хрюкина.
Учитель. Итак, символ - многозначный образ.
3. Выдвижение гипотезы
Учитель. Итак, символ - многозначный образ. Наша задача - выяснить, для чего А.С. Пушкин использовал символы в произведении «Капитанская дочка»?
Ваше предположение?
Ученики. Пушкин вводит их для того, чтобы ярче показать характеры героев.
Учитель. Да, видимо, это так, ведь главная задача писателя – раскрыть характеры персонажей, показать их мысли, чувства. Будем записывать выводы в наших тетрадях по двум героям: Гринёву и Пугачёву.
4. Групповая работа (домашнее задание)
Учитель. Итак, давайте вспомним 3 встречи Петра Гринёва с Пугачёвым, расшифруем образы-символы романа, как они выявляют черты характера персонажей.
Рассмотрим первую встречу Гринёва с Пугачёвым.
Посмотрим, к каким выводам пришли участники 1 группы.
Что подчёркивает метель? Как характеризует Гринёва, Пугачёва?
ответы участников 1 группы:
Пётр Гринёв настаивает на поездке, несмотря на уговоры ямщика и Савельича, и вдруг “облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель». Метель подчёркивает «блуждания» Гринёва, он перед этим проиграл деньги, сбился с дороги в прямом и переносном смысле.
Метель - образ-символ романа, он связан не только с Гринёвым, заблудившемся в непогоду, но и с Пугачёвым, ведь впервые на страницах произведения он появляется во время снежного бурана, чуть не погубившего Петра Гринёва. Автор так твёрдо связывает вождя народа с этой снежной стихией, вихрем, что даже пренебрегает хронологией: метель случилась в начале сентября, что не совсем правдоподобно.
Метель – стихия природы, этот образ - символ перемен, бунта, крушения чего-то, символ протеста, когда человек может погибнуть, восстание Пугачёва – стихийный протест народа, грозное событие.
Мы думаем, что герои проявили такие качества (записываем в таблицу):
развернуть таблицу
Гринёв
Пугачёв
Ребячество, самонадеянность
сметливость, природный ум, уверенность.
развернуть таблицу
Учитель. Кстати, речь в произведении ведётся и о дворянах. А дворяне связаны с образом осени. Помните, генерал подвязывает яблони в саду, когда Пугачёв уже в Белогорской крепости, в ней снег, а в 40 км – угасает осень. Что символизирует осень?
Ученики. Видимо, слабость, угасание дворянства.
Ученики 1 группы. Следующий образ – дорога: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе». Кто говорит? – Пугачёв. А что такое дорога? А вспомните еще: заблудился в пути, сбился с пути, найти верный путь…
Дорога – это путь человека, какой он выбирает, поэтому и говорится, что сбился с пути, ведь Гринёв проиграл деньги Зурину, накричал на Савельича, вёл себя не лучшим образом.
Ученики 1 группы. Есть ещё один образ-символ. Выводит Гринёва и Савельича к постоялому двору не просто мужик, а Вожатый. Он, будущий вождь восстания Пугачёв, уже проявляет лидерские качества: умение убеждать, внушать доверие, вести за собой.
Что отмечаем в Пугачёве? - Задатки вождя, лидера, отвагу, решительность.
В Гринёве? - Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Лишён сословных предрассудков. Милосерден к вожатому, благодарен за
Ученики 1 группы. А дальше Гринёв видит «сорокалетнего мужика… Сон Гринёва – символический, пророческий. Он наполнен символами.
Кровь, топор в руках чернобородого мужика, мёртвые тела – символы насилия, кровопролития, гибели людей.
Ласка его по отношению к Гринёву – это его особое, милосердное отношение к молодому дворянину, он даже будет участвовать в любовных делах дворянина соединиться с Машей.
Учитель. Как развиваются их отношения?
Ученики. Вывод. Гринёв милосерден, добр к людям, а милосердие, доброта Гринёва и благодарность за оказанную услугу мужика вернётся к нему позже. Он, этот мужик, выведет Гринёва из труднейшей ситуации, став его вожаком, затем посажёным отцом.