Стихотворение "Какая ночь! Как воздух чист..." было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением.
Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении параллель между ночной благодатной тишиной и вдохновенным настроением лирического героя - это основа сюжета.
Стихотворение можно разделить на две части: в первых шести строках высказывается только восхищённое любование природой, и это подчёркивается повторением восклицаний "какая", "как". У читателя возникает ощущение, что автор обращается непосредственно к нему, приглашая разделить восторг от красоты ночи. В следующих же шести строках лирический герой начинает рассуждение: "полночный свет, ты тот же день", и сравнивает состояние души в ночные и дневные часы.
Первая часть - описательная, с аллитерации (повторения звуков "з", "с", "ж") и одушевления объектов природы ("дремлет лист", "спит залив", "вздохнёт волна") автор создаёт впечатление живого движения, непостижимой жизни мира ночи. Во второй части описание имеет другой характер: прилагательные в сравнительной форме подчёркивают разницу между дневной, ночной природой и состоянием человеческой души. Композиция завершается тем, что, перечислив преимущества ночи, лирический герой ощущает блаженное спокойствие и свободу от страстей. Автор заставляет и читателя пережить эту перемену настроения: обильные восклицания в первой части стихотворения сменяются умиротворёнными словами, влияя на наши чувства.
Произведение написано четырёхстопным ямбом, излюбленным стихотворным размером Афанасия Фета. Ударение не падает на восклицания "как", и это избежать излишней эмоциональности и пафоса. Напротив, выделяются спокойные, округлые слоги.
Лирическое произведение, описывающее природу и незаметно переходящее к философии, - так можно кратко изложить содержание стихотворения. Эпитеты "безмятежный", "светлее", "мирный" можно в равной степени отнести как к окружающему миру, так и к настроению человека. Слияние и гармония с природой, движения души, находящие в ней отражение, - вот главная мысль анализируемого стихотворения.
Жил-был маленький цыпленок. Он очень любил наблюдать за бабочками. Однажды во двор прилетела очень красивая бабочка, она перелетала с цветка на цветок, а маленький цыпленок бежал за ней. Вдруг бабочка вспорхнула и улетела, маленький цыпленок хотел вернуться к своей маме, но нигде не увидел ее. К нему подошел маленький котенок и сказал: - «Маленький цыпленок, я тебе найти твою маму» и маленький цыпленок и маленький котенок пошли искать маму маленького цыпленка. Они шли по тропинке, и тут к ним подбежал маленький щенок и сказал им: - «Маленький цыпленок и маленький котенок давайте поиграем». Но маленький котенок ответил: - «Нет, мы не можем сейчас играть, маленький цыпленок потерял свою маму и мы идем ее искать». «А можно мне с вами» - спросил маленький щенок. «Конечно можно» - ответили маленький цыпленок и маленький котенок. И они пошли втроем искать маму маленького цыпленка. «А какая она, твоя мама?» - спросил маленький щенок. «Она очень добрая, красивая, умная, ласковая моя мама» - ответил маленький цыпленок. Маленький щенок засмеялся и говорит: - «Но ведь у всех мамы добрые, ласковые, красивые и умные, а как она выглядит?» «Ну, у нее есть клювик, которым она роет землю и если находит что-то вкусненькое, то зовет нас, а еще у нее есть два теплых крылышка, под которыми мы спим, или прячемся от дождя и холода». «Смотрите, смотрите!»- закричал маленький щенок: - «Вон там с горки спускается твоя мама, маленький цыпленок. У нее есть клювик и два крылышка». И они побежали вверх по тропинке. Когда они почти добежали до нее, то перед ними оказалась огромная лужа, а эта мама подталкивала своих деток к луже и они бултыхались в ней. «Нет, нет, это не моя мама» - запищал маленький цыпленок: - «Наша мама всегда запрещала подходить нам к воде, она говорила, что мы можем утонуть, а эта мама сама толкает своих деток в воду. Маленький щенок подошел и тихонечко спросил: «Извините, а как Вас зовут?» «Я, мама Утка, а это мои утята, и я учу их плавать» «А Вы не видели маму маленького цыпленка?» «Конечно, видела, мама Курица за той горкой». Маленький цыпленок, маленький котенок и маленький щенок побежали вверх по тропинке и скоро они увидели маму курицу. Мама курица немного поругала маленького цыпленка, а потом отпустила его поиграть со своими друзьями. Они играли в прятки, догонялки и в другие разные игры. Но вдруг большая черная туча закрыла солнце и пошел сильный дождь, маленький цыпленок побежал к своей маме и спрятался у нее под крылом, а когда он выглянул из под него, то увидел, что маленький щенок и маленький котенок, мокнут под дождем. И тогда маленький цыпленок спросил свою маму: «Мама, а можно маленький щенок и маленький котенок тоже спрячутся у тебя под крылом». «Конечно можно» - ответила мама курица. И все друзья спрятались от дождя. Тучка выглянуло солнышко, но уже наступил вечер, и нашим друзьям пришла пора прощаться. Маленький цыпленок попросил свою маму: «Мама, а можно завтра снова ко мне в гости придут маленький котенок и маленький щенок» «Конечно можно» - ответила мама курица, а сейчас всем пора идти к своим мамам. «До свиданья маленький котенок, до свиданья маленький щенок» - сказал маленький цыпленок: - «завтра мы опять встретимся и будем снова играть»
Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении параллель между ночной благодатной тишиной и вдохновенным настроением лирического героя - это основа сюжета.
Стихотворение можно разделить на две части: в первых шести строках высказывается только восхищённое любование природой, и это подчёркивается повторением восклицаний "какая", "как". У читателя возникает ощущение, что автор обращается непосредственно к нему, приглашая разделить восторг от красоты ночи. В следующих же шести строках лирический герой начинает рассуждение: "полночный свет, ты тот же день", и сравнивает состояние души в ночные и дневные часы.
Первая часть - описательная, с аллитерации (повторения звуков "з", "с", "ж") и одушевления объектов природы ("дремлет лист", "спит залив", "вздохнёт волна") автор создаёт впечатление живого движения, непостижимой жизни мира ночи. Во второй части описание имеет другой характер: прилагательные в сравнительной форме подчёркивают разницу между дневной, ночной природой и состоянием человеческой души. Композиция завершается тем, что, перечислив преимущества ночи, лирический герой ощущает блаженное спокойствие и свободу от страстей. Автор заставляет и читателя пережить эту перемену настроения: обильные восклицания в первой части стихотворения сменяются умиротворёнными словами, влияя на наши чувства.
Произведение написано четырёхстопным ямбом, излюбленным стихотворным размером Афанасия Фета. Ударение не падает на восклицания "как", и это избежать излишней эмоциональности и пафоса. Напротив, выделяются спокойные, округлые слоги.
Лирическое произведение, описывающее природу и незаметно переходящее к философии, - так можно кратко изложить содержание стихотворения. Эпитеты "безмятежный", "светлее", "мирный" можно в равной степени отнести как к окружающему миру, так и к настроению человека. Слияние и гармония с природой, движения души, находящие в ней отражение, - вот главная мысль анализируемого стихотворения.
Вдруг бабочка вспорхнула и улетела, маленький цыпленок хотел вернуться к своей маме, но нигде не увидел ее. К нему подошел маленький котенок и сказал:
- «Маленький цыпленок, я тебе найти твою маму» и маленький цыпленок и маленький котенок пошли искать маму маленького цыпленка.
Они шли по тропинке, и тут к ним подбежал маленький щенок и сказал им:
- «Маленький цыпленок и маленький котенок давайте поиграем».
Но маленький котенок ответил:
- «Нет, мы не можем сейчас играть, маленький цыпленок потерял свою маму и мы идем ее искать».
«А можно мне с вами» - спросил маленький щенок.
«Конечно можно» - ответили маленький цыпленок и маленький котенок.
И они пошли втроем искать маму маленького цыпленка.
«А какая она, твоя мама?» - спросил маленький щенок.
«Она очень добрая, красивая, умная, ласковая моя мама» - ответил маленький цыпленок.
Маленький щенок засмеялся и говорит:
- «Но ведь у всех мамы добрые, ласковые, красивые и умные, а как она выглядит?»
«Ну, у нее есть клювик, которым она роет землю и если находит что-то вкусненькое, то зовет нас, а еще у нее есть два теплых крылышка, под которыми мы спим, или прячемся от дождя и холода».
«Смотрите, смотрите!»- закричал маленький щенок:
- «Вон там с горки спускается твоя мама, маленький цыпленок. У нее есть клювик и два крылышка».
И они побежали вверх по тропинке. Когда они почти добежали до нее, то перед ними оказалась огромная лужа, а эта мама подталкивала своих деток к луже и они бултыхались в ней.
«Нет, нет, это не моя мама» - запищал маленький цыпленок:
- «Наша мама всегда запрещала подходить нам к воде, она говорила, что мы можем утонуть, а эта мама сама толкает своих деток в воду.
Маленький щенок подошел и тихонечко спросил:
«Извините, а как Вас зовут?»
«Я, мама Утка, а это мои утята, и я учу их плавать»
«А Вы не видели маму маленького цыпленка?»
«Конечно, видела, мама Курица за той горкой».
Маленький цыпленок, маленький котенок и маленький щенок побежали вверх по тропинке и скоро они увидели маму курицу.
Мама курица немного поругала маленького цыпленка, а потом отпустила его поиграть со своими друзьями.
Они играли в прятки, догонялки и в другие разные игры.
Но вдруг большая черная туча закрыла солнце и пошел сильный дождь, маленький цыпленок побежал к своей маме и спрятался у нее под крылом, а когда он выглянул из под него, то увидел, что маленький щенок и маленький котенок, мокнут под дождем.
И тогда маленький цыпленок спросил свою маму:
«Мама, а можно маленький щенок и маленький котенок тоже спрячутся у тебя под крылом».
«Конечно можно» - ответила мама курица.
И все друзья спрятались от дождя. Тучка выглянуло солнышко, но уже наступил вечер, и нашим друзьям пришла пора прощаться.
Маленький цыпленок попросил свою маму:
«Мама, а можно завтра снова ко мне в гости придут маленький котенок и маленький щенок»
«Конечно можно» - ответила мама курица, а сейчас всем пора идти к своим мамам.
«До свиданья маленький котенок, до свиданья маленький щенок»
- сказал маленький цыпленок:
- «завтра мы опять встретимся и будем снова играть»