Роман "Робинзон Крузо"-это приключения,смена событий,испытания,что всегда привлекало читателей.Главная тема произведения-это мужество человека,который не только смог выжить на необитаемом острове,но и сохранил человеческое достоинство. Изобретательность,находчивость,смелость и трудолюбие Крузо вызывают уважение читателей и пробуждают интерес,что случится дальше,сможет ли герой вернуться домой.Книга написана очень легко,читается на одном дыхании и понятна людям из разных стран,с разным менталитетом.Автор не оставляет равнодушными романтиков,даёт пищу мечтателям,озадачивает прагматиков,книга интересна и детям,и взрослым.Вот почему роман Даниеля Дефо стал одним из самых читаемых произведений мировой литературы.Автор затрагивает авантюрное начало любого человека,мы все ищем приключения в душе,мечтаем и романтично размышляет,а роман этому и развивает наше воображение.
Тема о детях и детстве глубоко и органически вошла в художественное наследие А. М. Горького. Рассматривая проблему воспитания в теснейшей связи с общественно-политическими вопросами своего времени, времени нарастания революционного движения пролетариата, великий писатель-гуманист не случайно большинство своих произведений, связанных с темой детства, предназначал для взрослого читателя. Непосредственно для детей им было создано немного произведений. (1) Изображая жизнь детей буржуазного общества, Горький широко использовал свои обширные самарские и нижегородские наблюдения и впечатления. Сам он во многих произведениях, не говоря уж о «Детстве» и «В людях», точно обозначил нижегородские улицы и даже дома (2). В жизни Самары, и особенно Нижнего Новгорода, очень отчетливо выступали характернейшие черты капиталистической действительности с ее противоречиями между миллионными богатствами и ужасающей нищетой. В этой статье мы рассматриваем по преимуществу те произведения Горького на тему о детстве, которые появи-
1. Рассказ «Встряска», помещенный Горьким в детском журнале «Всходы» в 1898 г., очерк «Утро», написанный в 1910 г. специально для детей, и ряд сказок. В 1919—20 гг. А. М. Горький был редактором первого советского детского журнала «Северное сияние», позднее из-под его пера вышел ряд статей о детской литературе и детском чтении. 2. В рассказе «Дележ» упоминается Полевая улица, в рассказе «Женщина с голубыми глазами» — Сибирская пристань, в «Биографии» — иконописная мастерская Салабанова и т. д.
лись в нижегородской и самарской печати до первой русской революции, и только в виде исключения привлекаем рассказы «Зрители» и «Страсти-Мордасти», напечатанные в 1917 году, но основанные на нижегородских впечатлениях молодого Горького. Борьба великого пролетарского художника за творческое освоение лучших традиций классического наследия одновременно требовала от него разоблачения реакционной детской литературы конца XIX — начала XX веков. А. М. Горький безоговорочно отвергал произведения таких детских писателей начала XX века, как Л. Чарская и А. Круглов, которые в своих книгах искажали капиталистическую действительность, рисуя ее в розовых красках (1). С другой стороны, в творчестве современных ему демократических писателей Горький видел замечательное умение писать о детях и для детей. Он одобрил рассказ Н. Д. Телешова «Елка Митрича» (2), а своему маленькому корреспонденту Илюше Френкелю рекомендовал рассказ Короленко «Старый звонарь» (3). Классическая детская литература XIX—XX веков прокладывала дорогу Горькому, автору выдающихся произведений о детстве. Такие писатели, как Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и другие, глубоко раскрывали характернейшие черты психологии детского возраста. Превосходно отобразили они детскую непосредственность. Вспомним хотя бы рассказ Л. Н. Толстого «Косточка», где мальчик Ваня, съевший без спросу сливу, на замечание отца, что можно умереть от проглоченной косточки, спокойно заявляет: «Нет, я косточку бросил за окошко». В рассказе Чехова «Беглец» маленький Пашка, увидев в больнице парня на одной ноге, сравнивает его с воробьем и хочет подражать ему. Столь же ярко запечатлено классиками детской литературы стремление ребенка познавать мир при уже знакомого ему. Малыши из чеховского рассказа «Событие», увидев только что родившихся котят, шепчут, что те «похожи на мышов», что «у них глаза слепые, как у нищих».
Изобретательность,находчивость,смелость и трудолюбие Крузо вызывают уважение читателей и пробуждают интерес,что случится дальше,сможет ли герой вернуться домой.Книга написана очень легко,читается на одном дыхании и понятна людям из разных стран,с разным менталитетом.Автор не оставляет равнодушными романтиков,даёт пищу мечтателям,озадачивает прагматиков,книга интересна и детям,и взрослым.Вот почему роман Даниеля Дефо стал одним из самых читаемых произведений мировой литературы.Автор затрагивает авантюрное начало любого человека,мы все ищем приключения в душе,мечтаем и романтично размышляет,а роман этому и развивает наше воображение.
Рассматривая проблему воспитания в теснейшей связи с общественно-политическими вопросами своего времени, времени нарастания революционного движения пролетариата, великий писатель-гуманист не случайно большинство своих произведений, связанных с темой детства, предназначал для взрослого читателя. Непосредственно для детей им было создано немного произведений. (1)
Изображая жизнь детей буржуазного общества, Горький широко использовал свои обширные самарские и нижегородские наблюдения и впечатления. Сам он во многих произведениях, не говоря уж о «Детстве» и «В людях», точно обозначил нижегородские улицы и даже дома (2). В жизни Самары, и особенно Нижнего Новгорода, очень отчетливо выступали характернейшие черты капиталистической действительности с ее противоречиями между миллионными богатствами и ужасающей нищетой.
В этой статье мы рассматриваем по преимуществу те произведения Горького на тему о детстве, которые появи-
1. Рассказ «Встряска», помещенный Горьким в детском журнале «Всходы» в 1898 г., очерк «Утро», написанный в 1910 г. специально для детей, и ряд сказок. В 1919—20 гг. А. М. Горький был редактором первого советского детского журнала «Северное сияние», позднее из-под его пера вышел ряд статей о детской литературе и детском чтении.
2. В рассказе «Дележ» упоминается Полевая улица, в рассказе «Женщина с голубыми глазами» — Сибирская пристань, в «Биографии» — иконописная мастерская Салабанова и т. д.
лись в нижегородской и самарской печати до первой русской революции, и только в виде исключения привлекаем рассказы «Зрители» и «Страсти-Мордасти», напечатанные в 1917 году, но основанные на нижегородских впечатлениях молодого Горького.
Борьба великого пролетарского художника за творческое освоение лучших традиций классического наследия одновременно требовала от него разоблачения реакционной детской литературы конца XIX — начала XX веков.
А. М. Горький безоговорочно отвергал произведения таких детских писателей начала XX века, как Л. Чарская и А. Круглов, которые в своих книгах искажали капиталистическую действительность, рисуя ее в розовых красках (1).
С другой стороны, в творчестве современных ему демократических писателей Горький видел замечательное умение писать о детях и для детей. Он одобрил рассказ Н. Д. Телешова «Елка Митрича» (2), а своему маленькому корреспонденту Илюше Френкелю рекомендовал рассказ Короленко «Старый звонарь» (3).
Классическая детская литература XIX—XX веков прокладывала дорогу Горькому, автору выдающихся произведений о детстве. Такие писатели, как Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и другие, глубоко раскрывали характернейшие черты психологии детского возраста.
Превосходно отобразили они детскую непосредственность. Вспомним хотя бы рассказ Л. Н. Толстого «Косточка», где мальчик Ваня, съевший без спросу сливу, на замечание отца, что можно умереть от проглоченной косточки, спокойно заявляет: «Нет, я косточку бросил за окошко». В рассказе Чехова «Беглец» маленький Пашка, увидев в больнице парня на одной ноге, сравнивает его с воробьем и хочет подражать ему.
Столь же ярко запечатлено классиками детской литературы стремление ребенка познавать мир при уже знакомого ему. Малыши из чеховского рассказа «Событие», увидев только что родившихся котят, шепчут, что те «похожи на мышов», что «у них глаза слепые, как у нищих».