Будущий поэт воспитывался бабушкой в деревне, в усадьбе Тарханы. Он получил замечательное воспитание. Бабушка Лермонтова страстно любила мальчика, была женщиной авторитарной, властной, хотела всецело определять его жизнь, но очень много вкладывала в его воспитание. Были у Лермонтова прекрасные учителя, и он получил хорошую домашнюю подготовку (обычную для дворянского мальчика того времени): иностранные языки и музыка. У Лермонтова были прекрасные музыкальные таланты, с детства он играл на фортепиано, на флейте и был отличным скрипачом. Кроме того, он оказался хорошим художником. Всех дворянских детей тогда учили живописи, но результаты были разные. Лермонтов был почти профессиональным живописцем. Лучшие иллюстрации к его произведениям – его собственные этюды, наброски, акварели.Домашнего воспитания было недостаточно, поэтому бабушка перевозит юного Лермонтова в Москву. Он сначала учится в благородном пансионе при Московском университете (одном из лучших учебных заведений того времени), а потом и в самом университете.Но курс Лермонтов не закончил. Когда ему было 18 лет, он переехал в Петербург. В Петербурге он стал учиться на офицера, как бы сейчас сказали, то есть стал юнкером. Его будущее определилось – им стала военная служба.
В 1834 году, в двадцатилетнем возрасте, Лермонтов был произведён в офицеры и стал офицером лейбгвардейского гусарского полка, который был расквартирован в Царском селе под Петербургом.В 1837 году Михаил Юрьевич пишет свои известнейшие произведения: «Бородино» и «На смерть поэта». Эти два стихотворения могли проложить разные траектории жизни Лермонтова, от них очень многое могло зависеть.
«Бородино» – это образцово-патриотическое стихотворение. Оно было в духе тогдашней идеологии Российского государства, должно было очень понравиться царю Николаю I.Если бы Лермонтов вошёл в литературу с этим стихотворением, то можно не сомневаться в том, что власть бы к нему благоволила. Такое героическое стихотворение о патриотизме, о военном подвиге русского солдата, русского народа – это то, что пришлось бы тогда ко двору. В то время как раз на такие произведения был спрос. Хотя Лермонтов, когда его писал, был совершенно искренен и не думал выслуживаться, заслуживать себе какие-то награды в глазах правительства. Но примерно в это же время (в начале 1837 года) погиб Пушкин, и Лермонтов написал бешеное по ярости, по темпераменту стихотворение «На смерть поэта», в котором он в самых горячих и жестоких тонах обвинял двор, придворную среду, царедворцев в гибели Пушкина.В данном случае неважно, были эти слова справедливы или нет. Тот образ Пушкина, который Лермонтов создал в этих строчках, вряд ли бы понравился самому Пушкину. Тем не менее, эти подрывные, революционные стихи были восприняты властями чуть ли не как призыв к мятежу, к революции. Лермонтов был арестован, изгнан из гвардии, переведен в нижегородский драгунский полк и отправлен в ссылку на Кавказ. Началась новая часть его жизни.
Автор «Записок охотника» поэт в прозе, тонкий мечтательный лирик романтической школы Жуковского, певец русской природы. «Записки охотника» — это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. И вся её поэзия связана с русским крестьянством, представленным здесь в личностях очень разных, но одинаково самобытных и привлекательных. Книгу открывает знаменитый рассказ «Хорь и Калиныч» . Чем же он всех читателей потряс при первом своём появлении в журнале? Это портреты двух друзей, эпически спокойного, уверенного в себе, крепкого хозяина и хитрого торговца, главы большой семьи Хоря и весёлого, кроткого мечтателя Калиныча. Это очень разные живые люди, умеющие мыслить и чувствовать. Самая дружба их трогательна, вплоть до букетика цветов, подаренных Калинычем Хорю. Потрясло всех тогда то, что крепостные в изображении Тургенева — такие же люди, как все. Особенно удивило то, что писатель сравнил Хоря с великим эпическим поэтом Гёте, а Калиныча — с другим великим немецким поэтом, но лириком — Шиллером. Поэтом и философом изображён и божий странник Касьян с Красивой Мечи, знающий народные предания и легенды, вспоминающий о вещей птице Гамаюн, умеющий лечить травами и тонко чувствующий поэзию природы и ценность неповторимой жизни любого живого существа. Именно жизнь простого крепостного люда проникнута подлинной поэзией, будь то мечтательно-лирическая натура обо всех болеющего душой деревенского чудака (таких людей в народе называли юродивыми) и святого Касьяна с Красивой Мечи или из древнерусского жития вышедшая, олицетворяющая народное спокойное долготерпение грешная и святая Лукерья из «Живых мощей» . Поэзия есть и в самой смерти человека из народа, умирающего просто и достойно. В «Певцах» проникновенно говорится о Якове Турке и его замечательном даре песнопения: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» . «Бежин луг» — гениальное стихотворение в прозе о мечтающих о тайнах жизни крестьянских мальчиках, а о дворянах и их жизни таких поэтических страниц написать нельзя. Крестьяне же живут и умирают в единстве с великой прекрасной природой, которая делает русскую песню бескрайней и вольной, как степь и небо. Тургеневская книга полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Всё здесь объёмно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Французский писатель Альфонс Доде оценил богатство лирической прозы своего русского друга: «У большинства писателей есть только глаз, и он ограничивается тем, что живописует. Тургенев наделён и обонянием и слухом. Двери между его чувствами открыты
В 1834 году, в двадцатилетнем возрасте, Лермонтов был произведён в офицеры и стал офицером лейбгвардейского гусарского полка, который был расквартирован в Царском селе под Петербургом.В 1837 году Михаил Юрьевич пишет свои известнейшие произведения: «Бородино» и «На смерть поэта». Эти два стихотворения могли проложить разные траектории жизни Лермонтова, от них очень многое могло зависеть.
«Бородино» – это образцово-патриотическое стихотворение. Оно было в духе тогдашней идеологии Российского государства, должно было очень понравиться царю Николаю I.Если бы Лермонтов вошёл в литературу с этим стихотворением, то можно не сомневаться в том, что власть бы к нему благоволила. Такое героическое стихотворение о патриотизме, о военном подвиге русского солдата, русского народа – это то, что пришлось бы тогда ко двору. В то время как раз на такие произведения был спрос. Хотя Лермонтов, когда его писал, был совершенно искренен и не думал выслуживаться, заслуживать себе какие-то награды в глазах правительства. Но примерно в это же время (в начале 1837 года) погиб Пушкин, и Лермонтов написал бешеное по ярости, по темпераменту стихотворение «На смерть поэта», в котором он в самых горячих и жестоких тонах обвинял двор, придворную среду, царедворцев в гибели Пушкина.В данном случае неважно, были эти слова справедливы или нет. Тот образ Пушкина, который Лермонтов создал в этих строчках, вряд ли бы понравился самому Пушкину. Тем не менее, эти подрывные, революционные стихи были восприняты властями чуть ли не как призыв к мятежу, к революции. Лермонтов был арестован, изгнан из гвардии, переведен в нижегородский драгунский полк и отправлен в ссылку на Кавказ. Началась новая часть его жизни.
«Записки охотника» — это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. И вся её поэзия связана с русским крестьянством, представленным здесь в личностях очень разных, но одинаково самобытных и привлекательных.
Книгу открывает знаменитый рассказ «Хорь и Калиныч» . Чем же он всех читателей потряс при первом своём появлении в журнале? Это портреты двух друзей, эпически спокойного, уверенного в себе, крепкого хозяина и хитрого торговца, главы большой семьи Хоря и весёлого, кроткого мечтателя Калиныча. Это очень разные живые люди, умеющие мыслить и чувствовать. Самая дружба их трогательна, вплоть до букетика цветов, подаренных Калинычем Хорю. Потрясло всех тогда то, что крепостные в изображении Тургенева — такие же люди, как все. Особенно удивило то, что писатель сравнил Хоря с великим эпическим поэтом Гёте, а Калиныча — с другим великим немецким поэтом, но лириком — Шиллером. Поэтом и философом изображён и божий странник Касьян с Красивой Мечи, знающий народные предания и легенды, вспоминающий о вещей птице Гамаюн, умеющий лечить травами и тонко чувствующий поэзию природы и ценность неповторимой жизни любого живого существа.
Именно жизнь простого крепостного люда проникнута подлинной поэзией, будь то мечтательно-лирическая натура обо всех болеющего душой деревенского чудака (таких людей в народе называли юродивыми) и святого Касьяна с Красивой Мечи или из древнерусского жития вышедшая, олицетворяющая народное спокойное долготерпение грешная и святая Лукерья из «Живых мощей» . Поэзия есть и в самой смерти человека из народа, умирающего просто и достойно. В «Певцах» проникновенно говорится о Якове Турке и его замечательном даре песнопения: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» .
«Бежин луг» — гениальное стихотворение в прозе о мечтающих о тайнах жизни крестьянских мальчиках, а о дворянах и их жизни таких поэтических страниц написать нельзя. Крестьяне же живут и умирают в единстве с великой прекрасной природой, которая делает русскую песню бескрайней и вольной, как степь и небо.
Тургеневская книга полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Всё здесь объёмно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Французский писатель Альфонс Доде оценил богатство лирической прозы своего русского друга: «У большинства писателей есть только глаз, и он ограничивается тем, что живописует. Тургенев наделён и обонянием и слухом. Двери между его чувствами открыты