Вреальном мире “мертвых душ” есть только два героя, у которых по-настоящему живая душа, это — чичиков и плюшкин. образ плюшкина отличается от образов остальных жителей города. в поэме гоголь выделяет главу с плюшкиным, она расположена ровно посередине. глава начинается и оканчивается лирическими отступлениями, чего ни разу не было при описании других помещиков. это и показывает, что глава действительно важна. можно сказать, эта глава совершенно выбивается из общего плана. когда чичиков приезжал к другим чиновникам для покупки мертвых душ, все было однотипным: чичиков смотрел дом, потом покупал крестьян, обедал и уезжал. но глава с плюшкиным как бы прерывает эту однообразную цепочку. только у одного жителя города, у плюшкина, показана его жизни, т. е. перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого состояния. плюшкина — это трагедия его жизни. постепенно, от каждого удара судьбы его душа затвердевала. но умерла ли его душа до конца? при упоминании имени его товарища на лице плюшкина “скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства”. это значит, что в плюшкине осталось что-то живое, что душа его не застыла, не окостенела совсем. живыми у плюшкина были и глаза. в шестой главе содержится подробное описание сада плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. сад — это своеобразная метафора души плюшкина. только у плюшкина в имении находятся две церкви. из всех помещиков только плюшкин произносит обличительный монолог после отъезда чичикова. все это позволяет нам сделать вывод, что душа плюшкина не совсем закаменела. вторым героем реального мира, имеющим живую душу, является чичиков. его зовут павел, а это имя апостола, который пережил душевный переворот. так и чичиков во втором томе должен был стать апостолом, возрождать души людей, наставлять их на путь истинный. и уже в первом томе на это есть намек. гоголь доверяет чичикову рассказать о былых богатырях и этим как бы воскресить крестьян. идеальный мир “мертвых душ”, который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. в идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека. таким образом, в первом томе “мертвых душ” н. в. гоголь изображает все отрицательные стороны действительности. писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.
Николай васильевич гоголь – украинский писатель известный на весь мир. на его счету многочисленное количество великих произведений, таких как «вий» , «тарас бульба» , «мертвые души» , «шинель» и др. гоголя после смерти начала окружать мистика и наверное даже большая чем при жизни писателя. практически все, что окружало гоголя, было для него увлечением и любимым хобби. так украины увлекла его и стала предметом для всевозможного исследования. долгое изучение украины вдохновило гоголя на написание повести «тарас бульба» . произведение впервые было опубликовано в 1835 году в сборнике «миргород» . один из экземпляров писатель вручил министру народного просвещения - господину уварову, чтобы тот лично передал его императору николаю 1. наверное, самым мистическим и невероятно захватывающим произведением гоголя считается «вий» . оно было опубликовано все в том же сборнике «миргород» . гоголь обладал бурной фантазией, чтобы написать такую с умопомрачительными событиями и ужасающей мистикой. сам создатель утверждает будто все, что он описал, является народным приданием, которое он не раз слышал и при написании не изменил ни одного слова. хотя , и фольклористы, никогда не находили и не слышали такие придания или сказки, которые бы напоминали сюжет «вия» . последние годы жизни николая васильевича гоголя, стали настоящей загадкой, как для современников, так и для потомков. принято считать, что когда гоголь в 1839 году побывал в риме, то заразился малярией. хотя симптомы болезни ушли, но до конца ее изгнать не удалось. последствия стали фатальными. писателя не мучили боли, но с ним постоянно происходили обмороки, припадки и видения, которые не давали ему полностью излечиться. когда в одессе осенью 1850 года к нему вернулась обычная радость и бодрость, николай васильевич наконец почувствовал облегчение. он вернулся в москву, где производил впечатление весьма здорового и счастливого человека. он читал своим друзьям отрывки из второго тома «мертвых душ» и это доставляло ему огромную радость. но когда второй том был закончен, и была поставлена последняя точка, то на писателя обрушилось чувство обреченности и душевная пустота. его посетило чувство страха перед смертью, которое когда то было у его отца. самое загадочное происшествие с гоголем случилось в 1852 году 12 февраля. до сих пор биографы пытаются восстановить события той ночи до минут. совершенно точно можно говорить о том, что до 3-х часов ночи николай васильевич гоголь молился, после чего взял портфель, достал какие-то бумажные листы, а все оставшееся в портфеле приказал быстро сжечь. перекрестившись, он вернулся в постель, где до утра неудержимо рыдал. многие считают, что именно в ту ночь писатель сжег «мертвые души» второй том. современные психиатры проанализировав множество документов пришли к выводу, что гоголь никакими психическими расстройствами не страдал. а скорее всего у него была обычная депрессия, которая требовала правильного лечения и писатель бы жил еще долго.