На вопрос о том, в каком направлении должно идти перерождение Раскольникова, можно ответить, проанализировав образ Сони Мармеладовой. Именно ее убеждения принимает Раскольников, ее образом Достоевский решает важнейший для него вопрос: в чем надо видеть источник обновления жизни, что делать для уменьшения зла в реальной жизни. Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?». Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы. В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям – Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.
Маленький и большой человек... И не об это говорят на протяжении уже многих лет герои А. Пушкина, М. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Чехова? М. Гоголь призывал полюбить и маленького человека» такой, какая она есть. Ф. Достоевский – увидеть в нем личность. А Чехов... Чехов все ставит с ног на голову, он ищет виновного не в государстве, а в самом человеке. Такой совершенно новый подход дает совершенно неожиданные результаты: причина унижения маленького человека – она сама. . Смех оборачивается трагедией, когда мы, наконец, понимаем, какая натура и какие жизненные принципы у этого чиновника. Писатель говорит нам о том, что истинное наслаждение Червяков находит именно в унижении, ощущая себя «маленьким человеком». В конце рассказа обиженным оказывается генерал, а умирающего Червякова совсем не жаль. Опустился, превратился в ограниченного мещанина и Беликов, герой рассказа «Человек в футляре». Беликов боится настоящей жизни и пытается спрятаться от него. По-моему, он – самый несчастный человек, который отказывает себе во всех радостях. Он чувствует красоту природы, интересуется искусством, литературой, ищет сближения с людьми, он может любить, волноваться, мечтать. А. Чехов замечает: обывательскую среду, пошлое и никчемное, губит лучшее, что есть в человеке, если в самом человеке нет хоть какого-нибудь «противоядия» и внутренне осознанного протеста. История Старцева заставляет нас задуматься над тем, что превращает человека в духовную чудовище. По-моему, страшнее всего в жизни – падение личности в трясину обывательщины и пошлого мещанства.Хочется пожелать: пусть стремление называться духовно красивым человеком никогда не иссякает в каждом из нас. Разве не этого так хотел великий и бессмертный А. П. Чехов? И разве не об этом, признаемся себе откровенно, мечтаем и мы, люди настоящего?
Соня не отвернулась с презрением и гневом от него, когда он открыл ей свою страшную тайну. Раскольникову мучительно хочется найти ответ на вопрос: что же дает Соне силы жить, сохранить в позоре и унижении чистую душу и любовь? ответ получает Раскольников во время первой встречи с Соней: «Так ты очень молишься Богу-то, Соня?». На что Соня отвечает: «Что же бы я без Бога-то была?». Так возникает в романе идея Бога как источник нравственной силы.
В словах Сони звучит убежденность в том, что право распоряжаться человеческими жизнями принадлежит не людям – Богу. Раскольников на каторге окончательно принимает правду Сони.