Среди действующих лиц романа есть две фигуры: императрица екатерина и пугачев. екатерина появляется только в конце романа как лицо эпизодическое, и ее образ не раскрыт до конца. более широко и реалистично раскрыт образ пугачева. пугачев впервые появляется перед нами в главе ii романа в роли случайного дорожного спутника гринева. его хладнокровие и уменье ориентироваться в обстановке спасают гринева во время бурана. эта же глава знакомит нас с внешностью и народным языком пугачева. во второй части романа судьба снова сталкивает с ним гринева. пугачев умеет платить добром за услугу, оказанную ему когда-то: он избавляет гринева от смерти, отпускает его на свободу и спасти марью ивановну. пугачев держит себя с гриневым просто и великодушно, хотя гринев и не скрывает, что считает его самозванцем (гл. viii]. восстание пугачева для гринева - «бунт, бессмысленный и беспощадный». тем не менее симпатия к вождю восстания заставляет петра андреевича позже сожалеть о его казни. личность пугачева как вождя восстания раскрывается во второй части романа.в характере его много положительных черт: смелость, природная сметливость и ум, находчивость, настойчивость, справедливость, великодушие. эти стороны его характера делают его чрезвычайно популярным в угнетенной народной массе. он смело ведет за собой народ. за пугачевым идут и угнетенные народы поволжья и урала (башкиры, казаки), и крепостная крестьянская масса, и горнозаводские рабочие, и казачество. воззвания его, написанные простым и выразительным языком, производят на народ сильнейшее впечатление. правда, пугачев жесток и скор на расправу. так, он без раздумий отправляет на виселицу капитана миронова и ивана игнатьевича. но жестокость эта была естественно обусловлена законами той классовой борьбы, знамя которой он поднял. таков пугачев как вождь крестьянской массы. пугачев в романе - не изверг и не разбойник, как рисовали его многие современники пушкина, а великодушный, даже благородный человек. такое изображение пугачева в дни пушкина имело, несомненно, прогрессивный характер и способствовало более объективному взгляду на личность вождя народного восстания.
Он понимает и Бирюка, и мужичка, пытавшегося украсть. Мужик виновен (хотя тут можно сказать и то, что он не виновен зависит от желания и собственной оценки) , но пошел он на это от нужды и безысходности. Бирюк считает мужика виновным, но понимает мотивы его поступков. Жалеет. Сочувствует. Но живет по принципу - «А ты воровать не ходи» . Фому Бирюком зовут за его угрюмый нрав и суровость .Никому спуска не дает. И живет одиночкой. Скорее всего таким Бирюка сделала его тяжелая жизнь. Бедность, безысходность. Он одинок. Растит двоих детей (его жена их бросила) . И ему постоянно приходится делать выбор между долгом и поступками по совести. Обращаясь к леснику по имени отчеству провинившийся мужик хочет воззвать к человеку, а не к Бирюку. Он пытается вызвать сочувствие, жалость к себе. Мужики из окрестных деревень боятся Бирюка и скорее всего не понимают его. Они не обеспечены, не образованы и считают воровство на которое толкает их нужда чем то обыденным. А Бирюк противостоит им. «Вязанки хворосту не даст из леса утащить» - вот его характеристика от крестьян и они не понимают этого. По их мнению он не на жалость и сочувствие. Сам Бирюк живет очень бедно, так же как и остальные крестьяне. Но у него есть принципы. Он не приемлет воровство. Кроме того он лесник. Он пытается добросовестно выполнять свою работу. И он за нее отвечает. Кроме того над ним тоже есть барин, который может спросить с него, а он растит двоих детей. На самом деле Фома Кузьмич и так сочувствует другим мужикам. Он понимает их. Жалеет. Но разрывается между принципами, долгом и этими чувствами.