Тема женской доли — одна из ведущих в лирике Н. А. Некрасова. Эпиграфом к сочинению могут стать слова Матрёны Тимофеевны Корчагиной, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестьянка») : “Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого”. Прежде всего стоит обратить внимание, что тема женской доли не ограничивается “суровой долей крестьянки”, она многогранна и звучит в многочисленных произведениях Некрасова. Так, любовная лирика поэта отражает не только прекрасные мгновения, “лобзания и слёзы”, но и суровую правду жизни, которая в любви неизбежна. Тяжела и участь героинь стихотворения «Нравственный человек» (1847) — жены, которую “нравственный” муж, живущий “согласно с строгою моралью”, доводит до преждевременной гибели, и дочери, которую тот же человек против её воли выдаёт замуж “за седого богача”, фактически обрекая юную женщину, потерявшую любовь и сломленную судьбой, на злую болезнь и раннюю смерть от чахотки. И всё же, несмотря на все тяготы, страдания, выпавшие на долю русской женщины, она находит в себе душевные и физические силы, чтобы работать, со смирением нести свой крест, вызывая этим искреннюю любовь к себе и самого поэта, и его читателей. Недаром же, повторим, свою Музу, источник поэтического вдохновения, Некрасов сравнивает с крестьянкой, называет её “сестра народа — и моя! ”.
Я думаю, смысл в том, что, простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности- любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимо И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что самое прекрасное в человеке - это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере - все то, что людям кажется привычным и нормальным. Здесь, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, - «мир» . В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества. На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой) , теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость. Стремление к единению со сверстниками становится важнейшей жизненной задачей подростка, которая заставляет его размышлять, почему одних нас все любят и к ним тянутся, а другие не находят себе друзей, какими качествами надо обладать, чтобы быть хорошим товарищем.
В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества. На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой) , теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость. Стремление к единению со сверстниками становится важнейшей жизненной задачей подростка, которая заставляет его размышлять, почему одних нас все любят и к ним тянутся, а другие не находят себе друзей, какими качествами надо обладать, чтобы быть хорошим товарищем.