Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи». Основной пейзаж повести — картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась,росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл;сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.“Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом,Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага,и великодушие, но «жить убийством и разбоем» — значит «клевать мертвечину». А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют... Значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой.Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки,источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу.Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.
Показать социально-философскую направленность пьесы. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии. Описывая людей “дна”, автор опирался на традицию изображения городского “дна” в русской литературе. Композиционно герои разделены на четыре группы, в зависимости от того места, которое занимают в столкновении различных позиций.Урок можно провести, опираясь на работу творческих групп и индивидуальные задания студентов, самостоятельно работающих с текстом.Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии. Материалы распределяются следующим образом: работа с текстом (по группам), чтение текста по ролям, творческие задания (по группам - 4 группы персонажей), обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом текста, мини-творческой работой.
«Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось».
Другой пейзаж еще более краток:
«Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи».
Основной пейзаж повести — картина бурана:
«Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась,росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл;сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.“Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!”... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом,Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага,и великодушие, но «жить убийством и разбоем» — значит «клевать мертвечину». А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют...
Значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой.Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки,источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу.Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.