Поэт прославляет Елизавету фактически за то, что она — дочь великого отца («Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь»), за то, что она русская и при этом очень красивая («Но краше в свете не находит / Елисаветы и тебя»). Когда Елизавета воцарилась на русском престоле, то принесла с собою мир, ту долгожданную тишину, что именуется поэтом «отрадой», «возлюбленной» и «блаженством». Когда на трон она вступила, Всевышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец; Тебя прияв облобызала: Мне полно тех побед, сказала, Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток. М. В. Ломоносов надеется на то, что при дочери Петра будут продолжены его преобразования, такое внимание будет уделяться развитию наук и искусств. Он обращается к императрице: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течёт; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветёт. М. В. Ломоносов мечтает о дальнейшем процветании России, связанном с огромными природными богатствами, для освоения которых необходимо развивать отечественную науку. К науке же русские имеют и склонность, и таланты, невзирая на отрицания этого некоторыми иностранцами.
Портрет Штольца в романе дан по контрасту с портретом Обломова. И контраст этот в определенности, четкости линий и красок. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные» . Лейтмотив этого портрета – движение. Штольц прагматичен, деловит: он служит, занимается делами, участвует «в какой-то компании» . «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или при новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть» . В образе Штольца писатель подчеркивает рационализм, умственное начало: «кажется, и печалями и радостями он управлял как движением рук» , «он распускал зонтик, пока шел дождь» , «страдал, пока длилась скорбь» , «радостью наслаждался, как сорванным по дороге цветком» . Больше всего же Штольц боялся «воображения» , «всякой мечты» . Таким образом, Штольц представлен в романе не только как внешний антипод Обломова, но и антипод его по своим внутренним качествам.