В“капитанской дочке” а. с. пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с емельяном пугачевым. в этой повести пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. при этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть “ эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. предводитель восстания емельян пугачев изображен пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его xviii—xix веков, а талантливым и смелым народным вождем. природные ум, сметка, энергичность, способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. к нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. они уважали пугачева, доверяли ему во всем. пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. для него нет хороших помещиков и представителей власти. в лице дворян он видит только врагов. поэтому он так беспощаден к капитану миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. но пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. в награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик гринев получает жизнь. три раза испытывал судьбу петр гринев, и три раза пугачев его миловал. “мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей ” и действительно, пугачев проявляет великодушие, когда освобождает машу миронову из рук швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и от- пускает гринева вместе с ней. при этом он наказывает швабрина, приговаривая: “казнить так казнить, жаловать так жаловать”. при знакомстве с пугачевым гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. еще при первой их встрече, когда пугачев выступает в роли “вожатого”, гринева поражает хладнокровие этого человека. тогда гринев видит “вожатого” как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему “замечательной”: “он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. в черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское” — так описывает он внешность героя. пушкин изображает емельяна пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. речь пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в “доброго царя”. в его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего “государя”. “улица моя тесна; воли мне мало. мои умничают. они воры. мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”, — с горечью осознает пугачев, которого уже не радует власть. герой понимает, что он всего лишь самозванец. он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее. и все же главное в образе емельяна пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”. подчеркивая в пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, пушкин показывает в этом человеке лучшие черты национального характера. но пушкин далек от идеализации пугачева — предводителя крестьянского восстания. автор “капитанской дочки” отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: “не бог видеть бунт, бессмысленный и беспощадный! ” расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. он пытался воссоздать восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел пушкин мастерски реализовал.
То серьезный, то потешный, Нипочем что дождь, что снег, — В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек... А. Твардовский. Василий Теркин Поэма «Василий Теркин» навсегда останется непревзойденной поэтической летописью войны. Автор поэмы А. Т. Твардовский во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, поэтому быт, надежды и горести солдатских будней были ему прекрасно известны. Во время написания поэмы, первые главы которой были опубликованы в 1942 году, Твардовский ориентировался на читателя-солдата, который мог быть не знаком с началом или не дождаться продолжения книги. Поэтому автор стремился к законченности каждой части, каждой главы, чтобы их можно было читать в отрыве от всего произведения. Очень органично, боевым товарищем вошел Василий Теркин в жизнь солдат. Какой он? ...Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный... Что же тут такого? Почему Теркин стал так близок бойцам? ...Теркин, тот который На войне лихой солдат, На гулянье гость не лишний, На работе — хоть куда. Василий Теркин финскую войну, а теперь храбро воюет на фронтах Великой Отечественной. Он бывалый солдат, поэтому не теряет самообладания и свойственной ему веселости даже в чрезвычайно сложных ситуациях. Теркин не прячется за спины товарищей, а им, очень ответственно относясь к своему делу. Подвергая свою жизнь опасности, Василий Теркин переплывает ледяную реку зимой, чтобы наладить связь между батальонами: Дали стопку — начал жить, Приподняли на кровати: Разрешите доложить... Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Однако он не хвастается и не кичится своим подвигом, ведь для Теркина, как и для остальных солдат, главное сейчас — судьба РодиныБой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, — Ради жизни на земле. Василия Теркина отличают качества, делающие его настоящим другом бойцов: скромность, простота, неиссякаемое чувство юмора. Рассуждая о награде, Теркин шутит: Нет, ребята, я не гордый. Не загадывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. Храбрость и чувство собственного достоинства не позволяют герою прятаться от врагов за спины товарищей. Не испугавшись неожиданной атаки, Теркин сбивает из трехлинейки «самолет чужой, с крестом», однако не зазнается, поскольку уверен: Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу И хотя бы плюнь ей в морду, Если все пришло к концу. Теркин — мастер на все руки. Кажется, нет такого дела, где молодой боец не сумел бы проявить себя. Да и дома он наверняка был хорошим хозяином, у которого работа горела в руках, ведь даже в чужой избе он сумел починить часы, которые «с той войны еще стоят», наточил «завалявшуюся пилу». Веселый и смекалистый, он знает, где у хозяйки припрятано сало и как его раздобыть. Материал с сайта http://iEssay.ru Нет цены Теркину и на привале. Никто так, как он, не умеет поддержать и развеселить солдатской шуткой товарищей. Даже на гармони играет! Гармонь в руках Теркина «зовет куда-то», «до души доносит звук». И веселая плясовая, и песня о трех товарищах, и «грустный памятный мотив» под силу сыграть задорному гармонисту. Не зря же танкисты в конце-концов дарят инструмент (драгоценную память о своем командире) умелому музыканту: — А гармонь-то, Знаешь что, бери с собой! Забирай, играй в охоту, В этом деле ты мастак, Весели свою пехоту... Василий Теркин — вымышленный герой, но его прототипом является весь народ, не жалевший себя, когда речь заходила о судьбе Родины. Поэтому образ Теркина так близок нам и узнаваем, что кажется реально существующим.
Нипочем что дождь, что снег, —
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек...
А. Твардовский. Василий Теркин
Поэма «Василий Теркин» навсегда останется непревзойденной поэтической летописью войны. Автор поэмы А. Т. Твардовский во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, поэтому быт, надежды и горести солдатских будней были ему прекрасно известны.
Во время написания поэмы, первые главы которой были опубликованы в 1942 году, Твардовский ориентировался на читателя-солдата, который мог быть не знаком с началом или не дождаться продолжения книги. Поэтому автор стремился к законченности каждой части, каждой главы, чтобы их можно было читать в отрыве от всего произведения.
Очень органично, боевым товарищем вошел Василий Теркин в жизнь солдат. Какой он?
...Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный...
Что же тут такого? Почему Теркин стал так близок бойцам?
...Теркин, тот который
На войне лихой солдат,
На гулянье гость не лишний,
На работе — хоть куда.
Василий Теркин финскую войну, а теперь храбро воюет на фронтах Великой Отечественной. Он бывалый солдат, поэтому не теряет самообладания и свойственной ему веселости даже в чрезвычайно сложных ситуациях. Теркин не прячется за спины товарищей, а им, очень ответственно относясь к своему делу. Подвергая свою жизнь опасности, Василий Теркин переплывает ледяную реку зимой, чтобы наладить связь между батальонами:
Дали стопку — начал жить,
Приподняли на кровати:
Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Однако он не хвастается и не кичится своим подвигом, ведь для Теркина, как и для остальных солдат, главное сейчас — судьба РодиныБой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы, —
Ради жизни на земле.
Василия Теркина отличают качества, делающие его настоящим другом бойцов: скромность, простота, неиссякаемое чувство юмора. Рассуждая о награде, Теркин шутит:
Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
Храбрость и чувство собственного достоинства не позволяют герою прятаться от врагов за спины товарищей. Не испугавшись неожиданной атаки, Теркин сбивает из трехлинейки «самолет чужой, с крестом», однако не зазнается, поскольку уверен:
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.
Теркин — мастер на все руки. Кажется, нет такого дела, где молодой боец не сумел бы проявить себя. Да и дома он наверняка был хорошим хозяином, у которого работа горела в руках, ведь даже в чужой избе он сумел починить часы, которые «с той войны еще стоят», наточил «завалявшуюся пилу». Веселый и смекалистый, он знает, где у хозяйки припрятано сало и как его раздобыть. Материал с сайта http://iEssay.ru
Нет цены Теркину и на привале. Никто так, как он, не умеет поддержать и развеселить солдатской шуткой товарищей. Даже на гармони играет! Гармонь в руках Теркина «зовет куда-то», «до души доносит звук». И веселая плясовая, и песня о трех товарищах, и «грустный памятный мотив» под силу сыграть задорному гармонисту. Не зря же танкисты в конце-концов дарят инструмент (драгоценную память о своем командире) умелому музыканту:
— А гармонь-то,
Знаешь что, бери с собой!
Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту...
Василий Теркин — вымышленный герой, но его прототипом является весь народ, не жалевший себя, когда речь заходила о судьбе Родины. Поэтому образ Теркина так близок нам и узнаваем, что кажется реально существующим.