В формировании светской русской литературы сказались влияния литературы духовной, православной и западно-европейской культуры. Вот становление - вечные вопросы бытия и вопросы о Боге, о дьяволе начинают рассматриваться как чрезвычайно важные в романтической литературе. Мрачная религиозность Михаила Юрьевича Лермонтова открыла ему многое. Это был человек религиозно, мистически очень одаренный, - достаточно сказать о том, что он предсказал собственную смерть. Сочетание мистического дара с неприятием русской религиозной традиции было очень характерно для его времени, но Лермонтов пошел дальше других в своем богоискательстве, в своих удивительных прозрениях и удивительных соблазнах. Тема демонизма у Лермонтова исключительно выразительна (поэма «Демон» и не только) . Какой же лермонтовский герой представляется наиболее одержимым бесом, несет печать демонизма? Печорин. Здесь парадокс. Как же так, почему именно Печорин, о котором там много говорилось у нас как о лишнем человеке, как о жертве социальной среды, человек яркий, одаренный, почему именно он является выразителем демонического начала в творчестве Лермонтова? Безусловно, Печорин - это человек неординарный, но, как известно дьявол часто искушает людей одаренных и умных. Именно глубокие люди, подпавшие под влияние дьявола, опасны для окружающих и для самих себя. Печорин - один из таких людей, один из первых антигероев не только в русской, но и европейской литературе. Это один из примеров. Остальные – в светской русской литературе наших великих писателей и поэтов, которые переняли у духовной литературы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ и в своих произведениях показали, что гоже для человека, а что негоже в его светской и духовной жизни. «Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего как думают иные» . И. С. Тургенев «Да, ведают потомки православных, Земли родной минувшую судьбу» . А. С. Пушкин «Борис Годунов» (монолог Пимена) «Берегите дорогое достояние – веру народную, у него есть чему нам поучиться» . Ф. М. Достоевский «Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного» . А. С. Демин «Нравственность едина, во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» . Д. С. Лихачев
Старый повар графини Туи был совершенно слеп. Он жил в бедности, за ним ухаживала дочь Мария. В их домике почти не было мебели, но стоял старый клавесин, который сам издавал звуки. Перед смертью старый повар попросил Марию привести к нему любого человека с улицы, но только не священника, которых он почему-то не любил. На улице Марии встретился человек, который что-то напевал. Он согласился выполнить старика. Слепой повар признался незнакомцу в своих грехах и просил его не оставлять дочь Марию после его смерти. И еще старик сказал, что хотел бы снова увидеть свою жену Марту, первую встречу с нею. Незнакомец пообещал выполнить завет старика, а потом сел за клавесин и стал играть. И слепец увидел воочию свою юную жену, распустившийся сад весной и их первую встречу. Старик спросил имя незнакомца. "Вольфганг Амадей Моцарт", - ответил ему музыкант.
Какой же лермонтовский герой представляется наиболее одержимым бесом, несет печать демонизма? Печорин. Здесь парадокс. Как же так, почему именно Печорин, о котором там много говорилось у нас как о лишнем человеке, как о жертве социальной среды, человек яркий, одаренный, почему именно он является выразителем демонического начала в творчестве Лермонтова? Безусловно, Печорин - это человек неординарный, но, как известно дьявол часто искушает людей одаренных и умных. Именно глубокие люди, подпавшие под влияние дьявола, опасны для окружающих и для самих себя. Печорин - один из таких людей, один из первых антигероев не только в русской, но и европейской литературе.
Это один из примеров. Остальные – в светской русской литературе наших великих писателей и поэтов, которые переняли у духовной литературы ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ и в своих произведениях показали, что гоже для человека, а что негоже в его светской и духовной жизни.
«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего как думают иные» . И. С. Тургенев
«Да, ведают потомки православных, Земли родной минувшую судьбу» . А. С. Пушкин «Борис Годунов» (монолог Пимена)
«Берегите дорогое достояние – веру народную, у него есть чему нам поучиться» . Ф. М. Достоевский
«Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного» . А. С. Демин
«Нравственность едина, во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» . Д. С. Лихачев
Перед смертью старый повар попросил Марию привести к нему любого человека с улицы, но только не священника, которых он почему-то не любил.
На улице Марии встретился человек, который что-то напевал. Он согласился выполнить старика.
Слепой повар признался незнакомцу в своих грехах и просил его не оставлять дочь Марию после его смерти. И еще старик сказал, что хотел бы снова увидеть свою жену Марту, первую встречу с нею. Незнакомец пообещал выполнить завет старика, а потом сел за клавесин и стал играть. И слепец увидел воочию свою юную жену, распустившийся сад весной и их первую встречу.
Старик спросил имя незнакомца. "Вольфганг Амадей Моцарт", - ответил ему музыкант.