Но гений и лжепророчество - «две вещи несовместные»… Не настало ли для нас, русских, время реабилитировать Толстого?»
Эти слова более 60-и лет назад сказал на чужбине русский философ, историк религии и литературы Б.П. Вышеславцев (1877-1954), высланный из Советской России в 1922 году.
Сегодня, спустя более 100 лет после смерти «гения и пророка» земли русской, лишь немногие из наших соотечественников, в обязательном порядке «проходивших» творчество Л. Н. Толстого в школе, знают и помнят о той роли, которую сыграл этот человек в формировании мироощущения и взглядов российской интеллигенции конца XIX - начала ХХ века.
Л.Н. Толстой
1900-е гг.
В сознании большинства «постсоветских» людей, наших современников, Лев Николаевич Толстой остался лишь классиком отечественной литературы, придурковатым графом, «косившим» под бородатого мужика, «зеркалом русской революции». Нынешние тинейджеры, в силу своего духовного развития воспринимать его «Войну и мир» только в виде красочных комиксов. Абсолютное большинство женского населения страны считает, что «Анна Каренина» - роман о том, как «баба бросилась под поезд» от несчастной любви. Скандальный роман «Воскресение», произведший в русском обществе начала XX века настоящий раскол, и вовсе воспринимается как нечто замшелое и неудобоваримое.
Правнук Л.Н. Толстого, директор музея-усадьбы «Ясная Поляна», в одном из своих интервью «Российской газете» проронил фразу о том, что жизнь писателя в Ясной Поляне «была настоящим адом».
На наш взгляд, «настоящим адом» был сам Лев Николаевич Толстой. Главная трагедия этого человека заключалась в том, что он понимал и ощущал этот «ад» в самом себе. Всю свою долгую земную жизнь Толстой стремился избавиться от своего внутреннего разлада, предотвратить или хотя бы остановить его распространение на окружающих, найти выход и благополучного Отсюда его богоискательство, приведшее в конечном итоге к богоборчеству и отлучению от православной церкви. Отсюда и стремление подчас навязать современникам собственную точку зрения на мораль, веру, общечеловеческие ценности и их значение в несовершенном, порочном обществе, да и целом мире. Толстовские «проповеди», облачённые в форму литературных произведений, вне сомнения, влияли на умы, ещё не «зомбированные» телерекламой. Именно они во многом сформировали моральный облик и систему ценностей российской интеллигенции, впоследствии стёртой с лица земли теми, кто наплевал на проповеди «непротивления злу» или вовсе их не читал.
Но гений и лжепророчество - «две вещи несовместные»… Не настало ли для нас, русских, время реабилитировать Толстого?»
Эти слова более 60-и лет назад сказал на чужбине русский философ, историк религии и литературы Б.П. Вышеславцев (1877-1954), высланный из Советской России в 1922 году.
Сегодня, спустя более 100 лет после смерти «гения и пророка» земли русской, лишь немногие из наших соотечественников, в обязательном порядке «проходивших» творчество Л. Н. Толстого в школе, знают и помнят о той роли, которую сыграл этот человек в формировании мироощущения и взглядов российской интеллигенции конца XIX - начала ХХ века.
Л.Н. Толстой
1900-е гг.
В сознании большинства «постсоветских» людей, наших современников, Лев Николаевич Толстой остался лишь классиком отечественной литературы, придурковатым графом, «косившим» под бородатого мужика, «зеркалом русской революции». Нынешние тинейджеры, в силу своего духовного развития воспринимать его «Войну и мир» только в виде красочных комиксов. Абсолютное большинство женского населения страны считает, что «Анна Каренина» - роман о том, как «баба бросилась под поезд» от несчастной любви. Скандальный роман «Воскресение», произведший в русском обществе начала XX века настоящий раскол, и вовсе воспринимается как нечто замшелое и неудобоваримое.
Правнук Л.Н. Толстого, директор музея-усадьбы «Ясная Поляна», в одном из своих интервью «Российской газете» проронил фразу о том, что жизнь писателя в Ясной Поляне «была настоящим адом».
На наш взгляд, «настоящим адом» был сам Лев Николаевич Толстой. Главная трагедия этого человека заключалась в том, что он понимал и ощущал этот «ад» в самом себе. Всю свою долгую земную жизнь Толстой стремился избавиться от своего внутреннего разлада, предотвратить или хотя бы остановить его распространение на окружающих, найти выход и благополучного Отсюда его богоискательство, приведшее в конечном итоге к богоборчеству и отлучению от православной церкви. Отсюда и стремление подчас навязать современникам собственную точку зрения на мораль, веру, общечеловеческие ценности и их значение в несовершенном, порочном обществе, да и целом мире. Толстовские «проповеди», облачённые в форму литературных произведений, вне сомнения, влияли на умы, ещё не «зомбированные» телерекламой. Именно они во многом сформировали моральный облик и систему ценностей российской интеллигенции, впоследствии стёртой с лица земли теми, кто наплевал на проповеди «непротивления злу» или вовсе их не читал.