Л.Толстой «После бала»
- назовите род, жанр, творческий метод произведения ; - определите композиционные приемы ;
- отметьте важный языковой прием( подсказка – цвет)
- перечислите литературных персонажей;
- значение рассказа (есть ли проблемы сегодня)
Аркадий принадлежит к поколению шес¬тидесятых. Его отношения с отцом – образец идеальных взаимоотношений двух поколений, старшего и младшего, в одной семье. Его отец, Николай Петрович Кирсанов, принадлежит к числу тех «хороших представителей дворянства, кото¬рые по своей психологии и складу характера ближе к народу. Добрый душный, он свободен от всякого высокомерия или чувства дворянской спеси. В юности он женился на дочери мелкого городского чиновника и от души восхи¬щался тем, что она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук» . Сам он окончил университет и питал к наукам большое почтение. Потом поселился с же¬ной и сыном в деревне, ездил на охоту, занимался хозяйством, любил и поэзию, и музыку. После смерти жены Николай Петрович полюбил Фенечку и она была с ним счастлива. Уже одно это говорит о и непосредственности его на¬туры. Но он дворянин, помещик, и в этом качестве он старается быть прогрессив¬ным и полезным. Николай Петрович окрылен приближением реформы, не дожи¬даясь ее осуществления, он отпустил на волю дворовых, размежевался с крестья¬нами и завел «ферму» . Он пытается ввести у себя передовые методы земледелия, покупает кое-какие машины, обдумывает возможности рационального содержа¬ния скота и т. д. Но у него мало что получается. «Сил моих нет! – не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович, – самому драться невозможно, посылать за стано¬вым не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь» . В ус¬ловиях существования поместного землевладения невозможна идиллия, о которой мечтает добрый Николай Петрович.
Аркадий понимает своего отца, он благодарен ему за то, что он тепло и при¬ветливо встречает Базарова и хочет сблизиться с ним, как с другом своего сына, разделяет с ним его тревоги и боль по поводу безуспешных преобразований в хо¬зяйстве, подробно расспрашивает о делах в имении и в усадьбе. Он тянется к сво¬ему отцу, старается быть с ним честным и искренним, не с ним разгова¬ривать резко и грубо, хотя постоянно чувствует какую-то неловкость из-за таких теплых отношений с отцом перед своим другом Базаровым. В начале романа Ар¬кадий находится под влиянием Базарова. Увлеченный его идеями, Аркадий был горд считать себя его учеником и единомышленником, во всем подражал ему. Он стеснялся показаться перед ним чувствительным и нежным, зная, что Базаров осудит его за это. В связи с этим с первого дня приезда домой сына отец мог за¬метить скованность Аркадия, его напряженность и неуверенность. Обнаружива¬ется некоторая натянутость в отношениях отца и сына, отдельные поступки и слова Аркадия вызывают у отца и дяди непонимание, недоумение, но терпимость и мудрость отца, разумный совет и снисхождение сдерживать порывы неопытной юности.
Несмотря на молодость, на стремление к свободе и независимости, Аркадий Кирсанов умеет вести себя с отцом как достойный сын с достойным отцом.
Для Льва Николаевича, Наташа, вне всякого сомнения, наиболее любимый персонаж. Он всеми демонстрирует это: и опись внешности, и ее состояние души, а так же её отношения к другим, - всё для Льва Николаевича кажется идеальным и милым. Наташа предстаёт перед нами в виде 12-ти летней девочки. Её улыбающееся лицо и детская непосредственность делает этот роман ещё ярче, внося некую радость. Наташа очень легко влюбляется в симпатичных мужчин, любит петь и танцевать. Лев Николаевич описывает её на балу, на именинах, при встрече с Ростовым Николаем и т.д. Она всё время улыбается и веселится: «радостная улыбка освещала её лицо», «улыбалась после каждого слова», «не в состоянии была сдерживать свою радость», «пронзительно визжала», «скакала как козочка». Ростова была центром внимания, доброты, понимания, участия и любви.
Она считала, что каждый человек обязан быть счастливым. Ей не были интересны светские беседы про политику, будучи на бале она думала только про то, что «Они должны ж знать, как я хочу танцевать, как я хорошо танцую, и как им будет весело со мной танцевать». Влюблённость в Друбецкого не оставила даже тени разочарования. Что невозможно сказать про Курагина. Влюбившись в него, Ростова предположила, что Болконский не её любовь. Но когда увидела не искренность Анатолия, то поняла, что любви по никогда не было. Но всё же Лев Николаевич даёт шанс Ростовой всё исправить. Именно Наташа проводит последние дни жизни Болконского рядом с ним. Именно она ухаживала за раненым Болконским, уделяя ему всё своё время, чувства и мысли. Ростова – настоящая российская патриотка. Когда она в окне увидела раненых воинов, не раздумывая, по своего отца и мать отдать все подводы, которые были подготовлены для перевозки их имущества. Графиня и граф не возражают и соглашаются Марья Болконская Марью Болконскую Толстов описывает её с большой любовью. Отношение Марьи, касательно религии, Толстой вынес на первый план. Для неё быть смиренной людям и делать добро являются её истинными жизненными желаниями. Портрет Марьи не такой уж и привлекательный: «… слабое и не красивое тело, худое лицо. Глаза её – всё время грустные… глаза княгини – лучистые, глубокие и большие, были на столько хороши, что довольно часто, не взирая на не привлекательность её лица, глаза её становились привлекательнее красоты». «Лучистые», - не раз ещё Толстой назовёт её глаза в романе. А глаза, как правило, зеркало души. Строгое отцовское воспитание Болконской не озлобило её сердце, а напротив, она ещё больше любила своего отца, заботилась до последнего дня его жизни. Смерть отца заполнило её сердце невосполнимую утрату и печаль, которую переживала только она. Она сильно любила Болконского и его сынишку. Отношение Болканской к людям было такое: «Я только хотела, что б вы все были счастливыми, как я». Семья Наташи и Марьи В конце романа перед нами показывается Наташа в роли жены Безухова. Она по-своему счастливая. «Предмет, в который погрузилась полностью Наташа – была семья, а именно дети, которых нужно было вынашивать, рожать, воспитывать и кормить, и муж». Болконская вскоре станет женой для Ростова. Она будет хранителем их домашнего очага. Толстой считает, что именно в этом и есть главное предназначение женщины. Женщина должна быть женой и матерью. При сравнении Марьи и Наташи Лев Николаевич акцентируется на их семейности. И Марья, и Наташа поддерживали уют, гармонию и любовь в своих семьях. Когда они не были замужем, они тогда уже знали своё предназначение и что от них зависит благополучие их семей.