Легкий вопрос. д.с. самойлов. сороковые сороковые, роковые, военные и фронтовые, где извещенья похоронные и перестуки эшелонные. гудят накатанные рельсы. просторно. холодно. высоко. и погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку… а это я на полустанке в своей замурзанной ушанке, где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки. да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный. и у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный. и я с девчонкой , и больше нужного хромаю, и пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю. как это было! как совпало – война, беда, мечта и юность! и это всё в меня запало и лишь потом во мне сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… война гуляет по россии, а мы такие молодые! варварство 1943 они с детьми погнали матерей и яму рыть заставили, а сами они стояли, кучка дикарей, и хриплыми смеялись голосами. у края бездны выстроили в ряд бессильных женщин, худеньких . пришел хмельной майор и медными глазами окинул мутный дождь гудел в листве соседних рощ и на полях, одетых мглою, и тучи опустились над землею, друг друга с бешенством нет, этого я не забуду дня, я не забуду никогда, вовеки! я видел: плакали, как дети, реки, и в ярости рыдала мать-земля. своими видел я глазами, как солнце скорбное, омытое слезами, сквозь тучу вышло на поля, в последний раз детей поцеловало, в последний шумел осенний лес. казалось, что сейчас он обезумел. гневно бушевала его листва. сгущалась мгла вокруг. я слышал: мощный дуб свалился вдруг, он падал, издавая вздох тяжелый. детей внезапно охватил испуг,- прижались к матерям, цепляясь за подолы. и выстрела раздался резкий звук, прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной. ребенок, мальчуган больной, головку спрятал в складках платья еще не старой женщины. она смотрела, ужаса полна. как не лишиться ей рассудка! все понял, понял все малютка. - спрячь, мамочка, меня! не надо умирать! - он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. дитя, что ей всего дороже, нагнувшись, подняла двумя руками мать, прижала к сердцу, против дула - я, мама, жить хочу. не надо, мама! пусти меня, пусти! чего ты ждешь? - и хочет вырваться из рук ребенок, и страшен плач, и голос тонок, и в сердце он вонзается, как нож. - не бойся, мальчик мой. сейчас вздохнешь ты вольно. закрой глаза, но голову не прячь, чтобы тебя живым не закопал палач. терпи, сынок, терпи. сейчас не будет больно.- и он закрыл глаза. и заалела кровь, по шее лентой красной извиваясь. две жизни наземь , сливаясь, две жизни и одна любовь! гром грянул. ветер свистнул в тучах. заплакала земля в тоске глухой, о, сколько слез, горячих и горючих! земля моя, скажи мне, что с тобой? ты часто горе видела людское, ты миллионы лет цвела для нас, но испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое? страна моя, враги тебе грозят, но выше подними великой правды знамя, омой его земли кровавыми слезами, и пусть его лучи пронзят, пусть уничтожат беспощадно тех варваров, тех дикарей, что кровь детей глотают жадно, кровь наших 2. дайте развернутые ответы на вопросы (письменно, можно печатать): каким чувством пронизаны стихи о вов? какие темы поднимают авторы?
Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых (“Детство”), затем мир значительно расширяется (“Отрочество”). В повести “Юность” тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.
Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того времени. Кроме того, оно психологически сближает читателя с героем. И наконец, такое изложение событий указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Впрочем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наиболее удобным воплотить некий замысел в произведении, так как именно она, судя по высказываниям самого писателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л.'Н. Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой личности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобиография? Дело в том, что, как сказал Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой “чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе”, что давало ему возможность “написать картины внутренних движений человека”. Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов Л. Н. Толстого. Да и дистанция во времени просто необходима: Л. Н. Толстой писал свои произведения обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще.
Каждая главасодержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека.