Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” — не исключение. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, сказал об этом драматическом произведении К. С. Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХАТа. Пьеса “На дне” не случайно стала заметным явлением русской литературы начала XX века. В ней Горький реалистично изобразил жизнь и нравы людей, опустившихся на самое социальное дно, и вместе с тем прославил Человека. Основная тема пьесы — проблема гуманизма. Изобразив жизнь обитателей “дна”, Горький выступил с обвинением против социальной несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей к убогому существованию. Обитатели костылевской ночлежки обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Это привело его в тюрьму и определило в дальнейшем всю его судьбу. Бубнов тоже не верит в справедливость закона, поэтому уходит из своего дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, идет по стопам своего родителя — другие пути для него закрыты. Трудолюбие Клеща, который не мог смириться со своей участью ночлежника, не ему вырваться из социального дна. Конечно, персонажи пьесы не идеальны. Все они совершали в жизни какие-либо ошибки. Но заслужили ли они такого жестокого наказания? Общество не оказало этим людям никакой поддержки, люди отвернулись от них. Так в чем же обитателей ночлежки? По словам самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Действительно ли ложь? Такой персонаж пьесы, как странник Лука, является попыткой драматурга ответить на эти вопросы. Появившись в ночлежке, Лука сразу же заявляет о том, что для него все люди равны (“Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают”). Видя бедственное существование людей “дна”, Лука утешает их, дарит им надежду. Он сидит возле Анны, дни которой сочтены, выводит ее на свежий воздух, сочувственно выслушивает ее. Он также стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии советует ему и Наташе уйти из костылевского дома. Лука уговаривает Актера бросить пить и вернуться к нормальной жизни. Гуманизм Луки, хотя его часто называют антигуманизмом, состоит в том, чтобы подарить человеку надежду, закрыв его глаза на правду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: “...чего тебе правда больно нужна... подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Но согласен ли с Лукой сам Горький? Мне кажется, что нет. Иначе навряд ли он показал бы, к чему привела утешительная ложь Луки. Актер, узнав о том, что старик солгал о лечебнице, теряет последнюю надежду на будущее и решается на самоубийство. Васька Пепел за убийство Костылева попадает на каторгу. Судя по другому персонажу пьесы — Сатину, Горький является сторонником не лжи, а правды во имя Сатин говорит, что “ложь — религия рабов и хозяев”, а “правда — бог свободного человека”. Автор утверждает при этого персонажа, что истинная любовь к человеку, настоящий гуманизм состоят в вере в его выдержать правду, какой бы суровой она ни была. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти известные горьковские строки стали гимном человеку. Как видим, проблема гуманизма в пьесе Максима Горького “На дне” состоит в том вечном вопросе, которым задавалось не одно поколение людей. Что действительно может человеку: утешительная ложь или горькая правда? Горький решает проблему гуманизма путем утверждения глубокой веры в человека и в его силы вынести даже самые тяжелые жизненные испытания. Этот писатель известен нам как певец свободы, в том числе внутренней свободы человека. Поэтому для него неприемлема ложь — она нужна только слабым. Устами Сатина Горький говорит: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?” Мы можем соглашаться с Горьким, либо спорить с ним, очевидно одно — стремление автора людям, оказавшимся на социальном “дне”. Сам факт появления в 1902 году такого произведения уже был актом гуманизма со стороны Горького, потому что условия существования низшего социального слоя общества, его “дна” до этих пор никто не отражал в такой полноте.
С незапамятных времен Жил на луне кот. Никто не знает или уже не помнит откуда этот самый уот твм взялся...Звали его Макс. Хотя какая разница, как тебя зовут, если даже и звать то некому. На луне ему было очень одиноко и грустно. Раз в пару десятилетий залетили проездие космонавты, но как только видели его, то сразу с криками и мольбами бежали к какому-то Хьюстону. Макса это очень обижало, ведь он считал себя крайне красивым и интеллигентым котом, а разве вы встречали других? Но день ото дня становилось ему лишь тоскливее и печальнее. На луне даже мышей и бабочек не было, что для настоящего кота охотника крайне прескорбно. В один из своих худших дней, а был он таковым после очередных гостей-трусишек, Макс рискнул прогуляться на темную сторону луны. Он шел очень долго, хоть и длинными лунными прыжками. Шел он ровно 32 песенки про горячее солнце и 17 про дерзкие звезды. Когда наконец добрался до границы темной стороны, то боязливой, но гордой поступью вдоль линии туда обратно. А затем мысленно вдохнув с криком:"за хьюстона!" Он прыгнул в ближайший кратер. И сразу на голову спящего там лунного пса. Тот рявкнул для вида, но не напал. А лишь с раздражением взглянул на кота. Будто он там совсем не новый гость. Наш котик собрал всю волб в кулак, принял позу аристократическую и максимально растягивая произнес: " мое имя Максимилиан 4 и я здесь в потске своей свиты". "Еще один" устало произнес пес. "Все твои там, через два кратера и налево" и лтмахнвшись, вновь улегся и задремал. "Мои?..." Озадаченно Подумал про себя Макси, но не подавая виду королевской поступью отправился к этим самым кратерам, в поисках новых друзей и приклбчений
Основная тема пьесы — проблема гуманизма. Изобразив жизнь обитателей “дна”, Горький выступил с обвинением против социальной несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей к убогому существованию. Обитатели костылевской ночлежки обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.
Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Это привело его в тюрьму и определило в дальнейшем всю его судьбу. Бубнов тоже не верит в справедливость закона, поэтому уходит из своего дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, идет по стопам своего родителя — другие пути для него закрыты. Трудолюбие Клеща, который не мог смириться со своей участью ночлежника, не ему вырваться из социального дна.
Конечно, персонажи пьесы не идеальны. Все они совершали в жизни какие-либо ошибки. Но заслужили ли они такого жестокого наказания? Общество не оказало этим людям никакой поддержки, люди отвернулись от них. Так в чем же обитателей ночлежки? По словам самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Действительно ли ложь? Такой персонаж пьесы, как странник Лука, является попыткой драматурга ответить на эти вопросы.
Появившись в ночлежке, Лука сразу же заявляет о том, что для него все люди равны (“Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают”). Видя бедственное существование людей “дна”, Лука утешает их, дарит им надежду. Он сидит возле Анны, дни которой сочтены, выводит ее на свежий воздух, сочувственно выслушивает ее. Он также стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии советует ему и Наташе уйти из костылевского дома. Лука уговаривает Актера бросить пить и вернуться к нормальной жизни.
Гуманизм Луки, хотя его часто называют антигуманизмом, состоит в том, чтобы подарить человеку надежду, закрыв его глаза на правду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: “...чего тебе правда больно нужна... подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Но согласен ли с Лукой сам Горький? Мне кажется, что нет. Иначе навряд ли он показал бы, к чему привела утешительная ложь Луки. Актер, узнав о том, что старик солгал о лечебнице, теряет последнюю надежду на будущее и решается на самоубийство. Васька Пепел за убийство Костылева попадает на каторгу.
Судя по другому персонажу пьесы — Сатину, Горький является сторонником не лжи, а правды во имя Сатин говорит, что “ложь — религия рабов и хозяев”, а “правда — бог свободного человека”. Автор утверждает при этого персонажа, что истинная любовь к человеку, настоящий гуманизм состоят в вере в его выдержать правду, какой бы суровой она ни была. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти известные горьковские строки стали гимном человеку.
Как видим, проблема гуманизма в пьесе Максима
Горького “На дне” состоит в том вечном вопросе, которым задавалось не одно поколение людей. Что действительно может человеку: утешительная ложь или горькая правда? Горький решает проблему гуманизма путем утверждения глубокой веры в человека и в его силы вынести даже самые тяжелые жизненные испытания. Этот писатель известен нам как певец свободы, в том числе внутренней свободы человека. Поэтому для него неприемлема ложь — она нужна только слабым. Устами Сатина Горький говорит: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?”
Мы можем соглашаться с Горьким, либо спорить с ним, очевидно одно — стремление автора людям, оказавшимся на социальном “дне”. Сам факт появления в 1902 году такого произведения уже был актом гуманизма со стороны Горького, потому что условия существования низшего социального слоя общества, его “дна” до этих пор никто не отражал в такой полноте.
В один из своих худших дней, а был он таковым после очередных гостей-трусишек, Макс рискнул прогуляться на темную сторону луны. Он шел очень долго, хоть и длинными лунными прыжками. Шел он ровно 32 песенки про горячее солнце и 17 про дерзкие звезды. Когда наконец добрался до границы темной стороны, то боязливой, но гордой поступью вдоль линии туда обратно. А затем мысленно вдохнув с криком:"за хьюстона!" Он прыгнул в ближайший кратер. И сразу на голову спящего там лунного пса. Тот рявкнул для вида, но не напал. А лишь с раздражением взглянул на кота. Будто он там совсем не новый гость. Наш котик собрал всю волб в кулак, принял позу аристократическую и максимально растягивая произнес: " мое имя Максимилиан 4 и я здесь в потске своей свиты".
"Еще один" устало произнес пес. "Все твои там, через два кратера и налево" и лтмахнвшись, вновь улегся и задремал. "Мои?..." Озадаченно Подумал про себя Макси, но не подавая виду королевской поступью отправился к этим самым кратерам, в поисках новых друзей и приклбчений