Литература 08.04.2020
Тема: Поэзия Н.А.Некрасова
Выполнить анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Сеятелям"
Срок выполнения - до 11.04.2020
План анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
А)Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
Б) Идея
В) Настроение
Г) Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
3. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Б) Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
4. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
5. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве явлений;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- параллелизм;
- сравнение;
- эпитет - художественное определение.
6. Стилистические фигуры:
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический во обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
Во-вторых, многие мальчики и девочки начинают курить, выпивать, пробовать наркотики в компаниях, собравшихся для веселого времяпрепровождения. Глоток горячительного напитка быть раскованным, веселым, непохожим на других, развязывает язык. Сигарета, выкуренная на двоих, на троих, делает подростков «братьями». Однако, выкурив сигарету, другую, выпив бокал вина, хочется это повторить еще и еще. Вот так и формируются пагубные привычки. Они становятся стойкими и неуправляемыми. Вот и сбылась народная мудрость всем известной пословицы: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Чтобы определять свою судьбу, подросток должен обладать волевыми качествами, позволяющими отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить, закурить сигарету.
Очередь потихоньку дошла до нее. Мужественно отстояв столько времени, бабушку наконец рассчитали и попросили заплатить около четырех тысяч рублей. Голос прозвучал как приговор, для старушки это была огромная сумма. Бабушка быстро полезла в сумку и достала пакетик, в котором хранила свои деньги. Она судорожно развязывала пакет и очень торопилась, так как со всех сторон слышались раздражительные вздохи и фыркания. От волнения бедная бабушка рассыпала по всему полу всю мелочь. Она ахнула и стала скорее собирать упавшие монеты. Возгласы окружающих становились все громче и громче, а некоторые начали просто хамски ворчать. Сама кассир позволила себе несколько неприятных фраз. Мое сердце не выдержало, я сделала замечание кассиру и стала бабушке. Собрав всю мелочь, я ей расплатиться по счетам.
Потратив на все больше времени, чем другие ожидали, я пропустила свою очередь, чтобы немного успокоить людей, напрочь забыв про свою важную посылку. Я взяла под руку бабушку, и мы вышли на улицу. Бабушка с опаской поглядывала на меня и молчала. Меня переполняли эмоции, мне так захотелось еще чем-то этой бабушке. Вдруг я вспомнила, что в сумке у меня есть немного конфет. Проводив бабушку до дому, я всучила ей все конфеты и пошла прочь. Чуть поодаль я обернулась и увидела, как бабушка стоит все на том же месте, смотря мне вслед, такая потерянная, такая одинокая, а по ее щеке катились друг за другом слезы. Смотря на нее со стороны, я только сейчас обратила внимание на ее бедное, потертое, в едва заметный цветочек платье; массивные, тяжелые, почти до дыр заношенные башмаки, старый, туго завязанный платок, ту же тряпочную сумку, которой уже, наверное, очень много лет, тут вспомнился ее кошелек, а точнее полиэтиленовый пакет, который ей его заменял. Я подумала: «Боже, как же живут наши старики!».
Я подбежала и крепко обняла бабушку, спустя пару минут она мне шепнула на ушко:
— Дай Бог здоровья тебе, доченька, и по больше бы таких добрых людей!
И тут я не выдержала и заплакала