Петька— сын кухарки Надежды, с малолетства отданный служить в парикмахерскую к Осипу Абрамовичу. Ему десять лет - это худенький, маленький мальчик, веснушчатый, вечно сонный рассеянный, с полуоткрытым ртом, грязными руками и шеей, с нехорошими струпьями на голове. Около глаз и носа у него уже прорезались тоненькие морщинки, которые делают его похожим на состарившегося карлика. Его обычные дни проходят так однообразно, что напоминают затянувшийся неприятный сон. И зимой, и летом он видит вокруг один и тот же интерьер, за окном парикмахерской наблюдает одну и ту же картину, слышит один и тот же резкий оклик «мальчик, воды» и подает воду при появлении очередного посетителя. Все это отупляет Петьку, ему скучно и тошно н хочется в какое-нибудь другое место, хотя ничего другого он н не знает. Даже когда его навешает мать. Петька остается равнодушен и не пытается жаловаться. Все меняется, когда мать забирает его летом на дачу. Множество ярких впечатлений обрушивается на него уже в дороге, он не отходит от окна и вертит головой во все стороны., боясь что-то упустить. Все для него настолько ново и странно, что он снова становится ребенком, живым, эмоциональным и любознательным. Он видит поле и поражается тому, что можно видеть так далеко, смотрит на небо и замечает, какое оно ясное и широкое, все кажется ему чудесным и удивительным: и маленькие домики вдали, н церковь, кажущаяся игрушечной, и зеркальная гладь реки. А уж на даче впечатления столь ярки и сильны, что он не сразу может с ними справиться. Все в природе волновало и пугало его и он часто возвращался к матери, терся возле нее, а после того, как познакомился с гимназистом Митей, который научил его рыбачить, плавать, и вообще был неистощим на выдумки, ощутил свое слияние с миром природы, перестал бояться, освоился, загорел и окреп. Однако счастье Петьки длилось недолго: хозяин вызвал его в город раньше времени, и нужно было возвращаться в город. Когда Петька узнал об этом, то был настолько потрясен, что его протест вылился в настоящую истерику. Петька вернулся в город, став таким же маленьким старичком, как раньше, и его однообразная, серая жизнь снова продолжилась.
2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?
Рассказ оставляет тягостное впечатление. Автор так умело описывает жизнь маленького мальчика в городских стенах, ее однообразие: монотонность, что испытываешь самое горячее сочувствие к ребенку, который всего был лишен и ничего, кроме пошлости и безобразия, не видел. Дальше вместе с Петькой, открывающим для себя цвета, формы и краски окружающего мира, ощущаешь восхищение и восторг от красоты н величия природы, Но больше всего потрясает, конечно, протест мальчика, выразившийся в том как он плакал, узнав, что пора возвращаться, как он катался до земле, а его худая ручонка била по чему попало, как будто стараясь усилить без того испытываемую им боль. И как же возмущает равнодушие.барина и барыни, которым никогда не понять горя мальчугана. Конец рассказа тоже удручает. В жизни Петьки все возвращается на свои места, как будто ничего и не было. И самое печальное - в понимании того, что судьба Петьки не исключительна, что на такую жизнь обречены и он и Николка, и множество, других детей крестьян н бедноты. Наверное, своей концовкой автор хотел сказать, что так не должно быть, что это несправедливо и неправильно.
Петька— сын кухарки Надежды, с малолетства отданный служить в парикмахерскую к Осипу Абрамовичу. Ему десять лет - это худенький, маленький мальчик, веснушчатый, вечно сонный рассеянный, с полуоткрытым ртом, грязными руками и шеей, с нехорошими струпьями на голове. Около глаз и носа у него уже прорезались тоненькие морщинки, которые делают его похожим на состарившегося карлика. Его обычные дни проходят так однообразно, что напоминают затянувшийся неприятный сон. И зимой, и летом он видит вокруг один и тот же интерьер, за окном парикмахерской наблюдает одну и ту же картину, слышит один и тот же резкий оклик «мальчик, воды» и подает воду при появлении очередного посетителя. Все это отупляет Петьку, ему скучно и тошно н хочется в какое-нибудь другое место, хотя ничего другого он н не знает. Даже когда его навешает мать. Петька остается равнодушен и не пытается жаловаться. Все меняется, когда мать забирает его летом на дачу. Множество ярких впечатлений обрушивается на него уже в дороге, он не отходит от окна и вертит головой во все стороны., боясь что-то упустить. Все для него настолько ново и странно, что он снова становится ребенком, живым, эмоциональным и любознательным. Он видит поле и поражается тому, что можно видеть так далеко, смотрит на небо и замечает, какое оно ясное и широкое, все кажется ему чудесным и удивительным: и маленькие домики вдали, н церковь, кажущаяся игрушечной, и зеркальная гладь реки. А уж на даче впечатления столь ярки и сильны, что он не сразу может с ними справиться. Все в природе волновало и пугало его и он часто возвращался к матери, терся возле нее, а после того, как познакомился с гимназистом Митей, который научил его рыбачить, плавать, и вообще был неистощим на выдумки, ощутил свое слияние с миром природы, перестал бояться, освоился, загорел и окреп. Однако счастье Петьки длилось недолго: хозяин вызвал его в город раньше времени, и нужно было возвращаться в город. Когда Петька узнал об этом, то был настолько потрясен, что его протест вылился в настоящую истерику. Петька вернулся в город, став таким же маленьким старичком, как раньше, и его однообразная, серая жизнь снова продолжилась.
2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?
Рассказ оставляет тягостное впечатление. Автор так умело описывает жизнь маленького мальчика в городских стенах, ее однообразие: монотонность, что испытываешь самое горячее сочувствие к ребенку, который всего был лишен и ничего, кроме пошлости и безобразия, не видел. Дальше вместе с Петькой, открывающим для себя цвета, формы и краски окружающего мира, ощущаешь восхищение и восторг от красоты н величия природы, Но больше всего потрясает, конечно, протест мальчика, выразившийся в том как он плакал, узнав, что пора возвращаться, как он катался до земле, а его худая ручонка била по чему попало, как будто стараясь усилить без того испытываемую им боль. И как же возмущает равнодушие.барина и барыни, которым никогда не понять горя мальчугана. Конец рассказа тоже удручает. В жизни Петьки все возвращается на свои места, как будто ничего и не было. И самое печальное - в понимании того, что судьба Петьки не исключительна, что на такую жизнь обречены и он и Николка, и множество, других детей крестьян н бедноты. Наверное, своей концовкой автор хотел сказать, что так не должно быть, что это несправедливо и неправильно.