После издания пьесы максима горького «на дне» фраза «человек — это звучит гордо» стала крылатой. эту пьесу можно с уверенностью назвать социальной драмой. действие произведения разворачивается на фоне политической борьбы и нищеты народа.
перед читателями предстают разные персонажи со своими , мыслями и представлениями о жизни. но всех их объединяет одно — ночлежка, куда эти люди приходят в поисках временного пристанища.
порою мы согласны с их рассуждениями. но в полной мере не можем понять тех, кто подвергся таким испытаниям не по воле судьбы, а по собственному нежеланию изменить хоть что-то для себя. в качестве примера возьмем сатина.
этот персонаж импонирует читателям тем, что говорит о человеке, как о совершенном существе. в то же время, он презирает сострадание и гуманизм, считая их унизительными. не принимает сатин и утешительную ложь. для него правда, пусть даже самая жестокая, - путь к величию человека.
казалось бы, такие рассуждения присущи только сильным личностям. но сатин находится на такой ступени морального разложения, что опуститься ниже просто невозможно. чего стоит его фраза: «я тебе один совет: ничего не делай! просто – обременяй »
сатин довел себя до состояния паразитирующего организма, не желающего менять в своей жизни ничего. он сам опустил себя «на дно»! наблюдая такую картину, мы понимаем, что не каждый человек может называться
только тот, кто способен противостоять жизненным трудностям и сохранить в себе не только потребность удовлетворения основных инстинктов, но и остаться интеллектуальным, духовно богатым, может претендовать на это высокое, гордое звание - человек!
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. в дороге меня застала сильная гроза. кое-как схоронился я под широким кустом и терпеливо ожидал конца ненастья. вдруг при блеске молний я увидел на дороге высокую фигуру. это оказался здешний лесник. он отвёз меня в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём. изба состояла из одной комнаты. на самой середине висела люлька с младенцем, которую качала босая девочка лет 12-ти. я понял, что хозяйки в избе не было. из всех углов смотрела нищета. наконец я смог рассмотреть лесника. он был высокого роста, плечист и хорошо сложён, его суровое и мужественное лицо заросло бородой, из-под широких бровей смело смотрели небольшие карие глаза. лесник представился фомой, по прозвищу бирюк. от ермолая я часто слышал рассказы о бирюке, которого боялись все окрестные мужики. из его леса нельзя было вынести даже вязанки хвороста — был он силён и ловок, как бес. подкупить его было невозможно, да и со свету сжить нелегко. я спросил, есть ли у него хозяйка. бирюк с жестокой улыбкой ответил, что его жена бросила детей и сбежала с прохожим мещанином. угостить он меня не мог: в доме не было ничего, кроме хлеба. между тем гроза закончилась, и мы вышли на двор. бирюк сказал, что слышит стук топора; я не слышал ничего. лесник взял своё ружьё, и мы пошли к тому месту, где рубили лес. в конце пути бирюк опередил меня. я услышал звуки борьбы и жалобный крик. я ускорил шаг и вскоре увидел срубленное дерево, возле которого лесник связывал руки вору — мокрому мужику в лохмотьях с длинной растрёпанной бородой. я сказал, что заплачу за дерево и попросил отпустить несчастного. бирюк промолчал. снова полил дождь. с трудом мы добрались до избы лесника. я дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. при свете фонаря я смог разглядеть его испитое, морщинистое лицо и худое тело. вскоре мужик стал просить фому отпустить его, но лесник не соглашался. вдруг мужик выпрямился, на его лице выступила краска, и он стал бранить бирюка, называя его зверем. бирюк схватил мужика, одним движением освободил ему руки и велел убираться к чёрту. я был удивлён и понял, что на самом деле бирюк — славный малый. через полчаса он простился со мной на опушке леса.
перед читателями предстают разные персонажи со своими , мыслями и представлениями о жизни. но всех их объединяет одно — ночлежка, куда эти люди приходят в поисках временного пристанища.
порою мы согласны с их рассуждениями. но в полной мере не можем понять тех, кто подвергся таким испытаниям не по воле судьбы, а по собственному нежеланию изменить хоть что-то для себя. в качестве примера возьмем сатина.
этот персонаж импонирует читателям тем, что говорит о человеке, как о совершенном существе. в то же время, он презирает сострадание и гуманизм, считая их унизительными. не принимает сатин и утешительную ложь. для него правда, пусть даже самая жестокая, - путь к величию человека.
казалось бы, такие рассуждения присущи только сильным личностям. но сатин находится на такой ступени морального разложения, что опуститься ниже просто невозможно. чего стоит его фраза: «я тебе один совет: ничего не делай! просто – обременяй »
сатин довел себя до состояния паразитирующего организма, не желающего менять в своей жизни ничего. он сам опустил себя «на дно»! наблюдая такую картину, мы понимаем, что не каждый человек может называться
только тот, кто способен противостоять жизненным трудностям и сохранить в себе не только потребность удовлетворения основных инстинктов, но и остаться интеллектуальным, духовно богатым, может претендовать на это высокое, гордое звание - человек!