Литература 9класс
1)Какой традиционной тематической классификации поэзии близко
стихотворение Заболоцкого?
2)Что оказывается в центре внимания поэта?
3)Каким эмоциональным настроением (пафосом) окрашено стихотворение?
4)Каков основной мотив этого стихотворения?
5)Какой основной приём использует поэт для выражения своего замысла?
6)Сколько типов человеческих лиц выделяет автор?
7)О чём размышляет лирический герой в каждой из двух смысловых частей
стихотворения?
8.)С чем сравнивает автор человеческие лица? Почему он выбрал такое
сравнение?
9)В каких строчках выражается идея стихотворения? Объясните, как вы её
понимаете (что значат эти строки).
Дед и бабка Якимовы оберегали птичек от всего: от ребятишек, от котов, от дождя, они считали, что ласточки приносят счастье в дом, считали ласточек «своими» . Они ждали с нетерпением их прилета в начале лета и с грустью провожали в отлет в августе. Они разговаривали с ласточками, как с членами своей семьи, извинялись перед ними за то, что крыша прохудилась и в гнездо попала вода. Они оберегали ласточек от кота, змеи и сорок. Дед и бабка говорили, что ласточки «веселят их молодостью жизни» . А птички садились перед старичками и «рассыпали радостную песню» . Когда у ласточек появилось потомство, дед даже дрова «колол негромко» , а бабка посуду мыла тихо и разговаривала с дедом вполголоса. Какая забота! Какая душевная доброта!
Но самое главное в рассказе – это влияние мира деда и бабки на внука Гриню. Гриня – «современный» мальчик. Он не умел жалеть животных. Мать с отцом его этому не научили, они не любили ни птиц, ни зверей. «Отец в выходные дни играл в домино, а мать целыми днями трясла ковры» . Гринька «слышал, что есть поле, тайга, озеро, река» , но ничего этого своими глазами не видел. Когда он впервые приехал на дачу, все для него было ново.
Никто ему ничего не объяснял, и он «стал бегать по лугу, топтать цветы, швырять камнями в сорок и ворон, стрелять из рогатки в воробьев» . Гринька думал, что он хозяин всего, что его окружает, и что он может делать то, что хочет.
Ему было всего семь лет, осенью он должен был идти в школу.
Такой самоуверенный, такой неуправляемый мальчик.
Но судьба сжалилась над ним, на лето родители отправили его в деревню к дедушке и бабушке.
Вначале он и тут продолжал хозяйничать: починил рогатку и стал стрелять в воробьев, догонял сусликов и убивал их.
И дед с бабкой принялись за воспитание внука.
Гринька удивленно наблюдал, как ласково бабка разговаривала с ласточками… «Ты послушай, как они поют» , - радовалась бабка. Гринька смеялся над тем, как ласточки во время пения отдувают щечки. Он наблюдал, как они носили комочки грязи в гнездо. «Но у Гриньки в голове были свои затеи: если привязать перышко к удилищу, залезть на крышу и размахивать – как ловко можно подшибить птичку» . Но от затеи его отвлекла бабка, а дед отшлепал, а потом долго объяснял Гриньке, почему птичек надо беречь.
И вот Гринька уже терпеливо ждет, когда ласточки высидят птенцов. А бабка учит его: «Старайся все спокойно делать» . И вскоре Гринька захлопал в ладоши: «Баба, мы мир заключили!» . «Что-то вольное и доброе разлилось по сердцу мальчишки» . Это в нем доброта. Он по-другому стал смотреть на окружающий мир. Он от дождя детенышей ласточек, всех пятерых обогрел дыханием и перенес в другое гнездо. А когда птенцы подросли, взрослые ласточки учили их летать, а Гринька наблюдал за ними.
После отлета ласточек на юг Гринька почувствовал, что чего-то недостает, словно унесли с собой ласточки его радость, «которая была такой особенной» .
И вот Гриньку повезли в школу, и он, сидя в лодке, «вдруг ощутил прикосновение к рукам своим ласточкиных перьев» . На сердце сразу стало тепло и ласково.
Так дед и бабка Якимовы вместе с ласточками «переделали» мальчика. Теперь он уже не будет топтать, ломать и стрелять из рогатки.
Однажды после долгих каникул, я забыл всю тему по математике которую мы изучали в самом конце четверти, а по ней был большой диктант, я спросил у друга, как решать, а он мне сказал только "Повторение - мать учения", я задумался, после этого диктанта спросил его, что он имел ввиду, он сказал: "в последнюю неделю этих каникул, я повторял все что мы изучали, и особенно основательно взялся за математику, и все написал, очень легко и быстро, и пользоваться тебе тем что я работал над собой во время каникул, а ты гулял и сидел за компьютером, я тебе не позволю!" .
Я очень задумался над тем что он сказал, и с тех пор, каждые выходные, каникулы, я незабываю про то что нужно все повторять, и учусь лучше! Повторение - мать учения!