Литература
«В прекрасном и яростном мире»
Познавательная компетенция (уровень А). Выберите правильный ответ из предложенных:
Место действия в произведении…
А.паровозное депо Б.аэропорт В.порт
2. Когда происходят события в произведении?
А.август Б.январь В.июль
3. Что выделяло Мальцева среди остальных?
А.высокомерие Б.талант В.необщительность
4. Из-за чего Мальцев ослеп в первый раз?
А.удар молнии Б.короткое замыкание в машине В.взрыв в машине
5. Почему Мальцев продолжал вести машину?
А.самонадеянность Б.легкомыслие В.он не понял, что ослеп
6. Почему Мальцева отдали под суд?
А.он вновь стал видеть Б.сам отдал себя в руки правосудия В.его осудили и кочегар
7. Как удалось доказать невиновность Мальцева?
А.повторная травма зрительного нерва Б.появились новые свидетели В.появились новые факты в деле
8. Что за человек следователь?
А.ему безразлична судьба заключенных Б.его интересуют люди, винит себя в слепоте Мальцева
9. Почему ослепший Мальцев гонит от себя людей?
А.ненавидит зрячих, т.к. завидует им Б.необщительный человек, люди ему в тягость
В.не хочет людской жалости, гордый человек
10. Почему продолжает навещать Мальцева?
А.боится людского осуждения Б.чувствует себя ответственным за этого человека и в последствиях эксперимента считает себя виноватым В.они всегда с Мальцевым были близкими друзьями
11. Куда приходит ослепший Мальцев?
А.паровозное депо Б.аэропорт В.порт
12. Почему Мальцев приходит на место своей бывшей работы?
А.ему не хватало общения с людьми Б.чтобы ему все сочувствовали В.ему трудно было жить без любимой работы, трудно смириться со своей слепотой
13. Что Мальцеву вновь прозреть?
А.привычная работа Б.хороший доктор В.самостоятельные упражнения
Регулятивная компетенция (уровень В). ответьте на предложенные во одним словом или словосочетанием.
Определите, к какому роду относится произведение. Определите жанр произведения.
Какое средство выразительности языка используется в следующих отрывках произведения: «железное тело паровоза», «мечи молний…вонзались в землю», «паровоз пробивался…в щель света»?
Как в литературе можно назвать следующее описание природы: «С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту»?
Установите соответствия между элементами композиции произведения и предложениями из текста:
А)экспозиция
1)Перед поездкой я, как обычно, проверил все узлы машины, испытал все ее обслуживающие и вс механизмы и успокоился, считая машину готовой к поездке.
Б)завязка
2)Раздались взрывы петард под бандажами наших колес.
В)кульминация
3)-Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!
Г)развязка
4)В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев.
Коммуникативная компетенция (уровень С). Напишите мини-сочинение по одной из предложенных тем:
Объясните смысл названия произведения ««В прекрасном и яростном мире».
Что, по-вашему, лучше, быть слепым, но оправданным или зрячим, но невинно осужденным?
Как повлияло участие лирического героя и следователя на судьбу Мальцева?
Весенняя прогулка располагает героя к размышлениям. Он подробно описывает свои чувства: легко мне, полный сил. Пейзажная зарисовка сменяется картинами сражений. В центре – собирательный, нарицательный образ неизвестного героя из народа, храбреца, положившего свою жизнь за то, чтобы «страна краше и счастливее была». Молодой лирический герой открыто признается: не знаю, не помню. Но эстафету торжественно обещает принять. Острое чувство момента: «иду, живущий». Впереди целая жизнь, да и та, что уже есть – радует. В третьей строфе поэт идет полями Смоленщины, срывает веточку душистой сирени. В финале он трогательно почти уговаривает парня, которому не довелось дожить до этой весны: друг, не сетуй. Гуманистический порыв не пропал втуне, лирический герой и сам готов и сражаться, и умереть за счастье «земли родной». Он чувствует себя «наследником», хранителем «жизни этой», сознает свою ответственность, в том числе, перед теми, кому больше «не петь». Интонация задушевная, оптимистичная. Лексика и нейтральная. Эпитеты: славные дела, веточку двурогую, дым весенний (еще и инверсия). Несколько многоточий и финальное восклицание. Типичные для поэзии А. Твардовского обращения: друг, товарищ. Инверсия: блестит луг. Уменьшительный суффикс, придающий трепетности слову и образу: веточку. Стихотворение написано в реалистической манере, однако в нем силен традиционный для советской поэзии план обращения к предыдущему поколению, тем, кого, согласно Э. Багрицкому, «водила молодость в сабельный поход».
Стихотворение «Я иду и радуюсь» А. Твардовского относится к раннему творчеству поэта, сочетает в себе лирическую ноту и гражданский пафос.
Ватсон (доктор Ватсон, вар. пер. Уотсон) — постоянный спутник Шерлока Холмса. Врач по образованию, военный хирург, закончивший Лондонский университет в 1878 г., выполняет функцию летописца деяний Холмса. Во время англо афганской войны (1878-1880) ружейная пуля разбила ему плечо. По собственному признанию, не выносил никакого шума. Появившись в Лондоне, некоторое время жил в гостинице, потом снял комнату на Бейкер-стрит с работавшим в химической лаборатории больницы Шерлоком Холмсом, которого ему представили как чудака, энтузиаста некоторых областей науки, но человека порядочного. Правдивый, прямой и обходительный одновременно, обладающий чувством справедливости, надежный и трогательно привязанный к Холмсу, В. наделен множеством прекрасных качеств. Его присутствие рядом с Холмсом в повествовании возвышает Холмса, который кажется недосягаемым в своих достоинствах даже на фоне столь порядочного человека, как В. Он сравнивает Холмса с Дюпеном Эдгара По. Но Холмс невысокого мнения о Дюпене и его приемах. Один из приемов, в результате использования которого Холмса и В. воспринимают как в действительности существовавших личностей, как раз и заключается в том, что они обсуждают литературных персонажей, себя в их ряд не включая, подчеркивая тем самым свою «настоящность».
Холмс Шерлок (мистер Холмс) — персонаж цикла детективных повестей и рассказов, прототипом которого стал Джозеф Белл — преподаватель медицинского колледжа в Эдинбурге, обладавший необыкновенной наблюдательностью и умением разбираться в житейских ситуациях с дедуктивного метода, чем удивлял своих студентов, одним из которых был Артур Конан Дойл. X. называет себя сыщиком-консультантом, он берется только за сверхсложные, самые запутанные дела, от которых отказываются Скотленд-Ярд и частные агентства. Не выходя из комнаты, может распутать преступление, над которым тщетно бились другие. Он принципиально отличен от стандартно мыслящих, тупоумных и неумелых полицейских и сыщиков из Скотленд-Ярда, которым никогда не суждено стать профессионалами. Для X. занятие сыщика — менее всего зарабатывать деньги. К решению любой задачи он относится как философ, как художник, как поэт. Чем труднее проблема, тем более она ему интересна. Уникальным X. делает высота качеств его личности. Любитель Гайдна и Вагнера, легко цитирующий Горация, Петрарку и Флобера, X. является автором трудов по психиатрии и химии, Ватсон свидетельствует, что X. почти не имел представления о современной ему литературе, политике и философии, он ничего не знал ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы и говорил Ватсону о том, что все это ненужные знания. По мнению X., человеку нужны лишь знания, которые являются инструментами познания мира
Объяснение: