Детство лермонтова прошло в бабушкином имении "тарханы" пензенской губернии. мальчик получил столичное образование, с детства свободно владел французским и языками. летом 1825 года бабушка повезла лермонтова на воды на кавказ. детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("кавказ", 1830; "синие горы кавказа, ", 1832). в 1827 семья переехала в москву, а в 1828 лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. уже в тарханах определился острый интерес лермонтова к и поэтическому творчеству. уже в пансионе определяется преимущественная ориентация лермонтова на а.с. пушкина, байроническую поэму. байроническая поэма становится основой раннего творчества лермонтова. в 1828-1829 гг. он пишет поэмы "корсар", "преступник", "олег", "два брата", "последний сын вольности", "измаил-бей", "демон". в центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы. в марте 1830 года московский пансион по указу сената был преобразован в гимназию. в 1830 году лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе столыпиных середниково. в том же году лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение московского университета. к этому времени относится первое сильное юношеское увлечение лермонтова е.а. сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы а.м. верещагиной. с сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["к сушковой", "нищий", "стансы" ("взгляни, как мой спокоен "), "ночь", "подражание байрону" ("у ног твоих не "), "я не люблю тебя: страстей "]. по-видимому, несколько позднее лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к н.ф. ивановой (1813-1875), дочери драматурга ф. ф. иванова. в эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения.
О лейтенанте Абросимове, чья судьба была сломана войной. Веселый, романтичный молодой человек столкнушийся лицом к лицу с собственными страхами. "Ветер в лицо, пожар в глазах. Он бежал как ошпаренный с третьего редута. Все боялся, что шальная пуля подрежет его, как легкий колосочек в поле". Если в боях он смелостью не отличался, то в любовных делах имел настоящий успех. Княгиня Зельпеншен, уповала на его умение колко, но в тоже время виртуозно указывать на недоставки других людей. А в юморе ему не было равных.