САПФО (VII-VI cm. до н. е.) Сапфо стала легендою ще за життя. Солон казав, що не хотів би вмерти, не вивчивши її віршів напам'ять. Профіль Сапфо чеканили на монетах, а Платон називав її «десятою музою». Вона досягла неймовірної для тієї доби майстерності у відтворенні найтонших душевних порухів людини. Що відомо про цю геніальну поетесу, з дев'яти книг якої до нас дійшли лише фрагменти (це одна з найбільших утрат світової літератури)? Сапфо має дві біографії — історичну й міфологічну. За першою, вона — аристократка, яка рано осиротіла й покинула рідний острів Лесбос, рятуючись від повстання. Сапфо почала віршувати в юності й відразу зажила поетичної слави. Вона була невисока на зріст, смаглява, мала виразні очі й довге волосся. Нібито її покохав і присвятив їй вірші відомий поет Алкей, але горда дівчина не відповіла йому взаємністю. Однак на згадку про це залишилися безсмертні літературні шедеври. Згодом поетеса повернулася на Лесбос, вийшла заміж і народила доньку, якій присвятила окрему книгу віршів... Міфологічна ж біографія Сапфо починається з її імені та місця народження. На еолійському діалекті, яким писала свої твори поетеса, її ім'я звучить як Псапфа й означає «світла, осяйна». Вона й справді стала яскравою зіркою на поетичному небосхилі не лише Еллади, а й усього світу. Та й народилася Сапфо на острові, якому самі боги призначили посісти особливе місце в еллінській поезії, бо, як мовилося, саме до нього морські хвилі принесли ліру загиблого співця Ор-фея. Тож не дивно, що на цьому острові народилася поетеса, рівна талантом божественному Орфеєві.
• • • Жереб мені Випав такий: Серцем палким Любити Ласку весни, Розкіш, красу, Сонця ясне Проміння.Переклад А. Содомори • • • До богів подібний, мені здасться, Той, хто біля тебе, щасливий, сівши, Голосу твого ніжного бриніння Слухає й ловить Твій принадний усміх; від нього в мене Серце перестало б у грудях битись; Тільки я побачу тебе — і слова Мовить не можу. І язик німіє одразу, й прудко Пробігає пломінь тонкий по тілу, В вухах чути шум, дивлячись, нічого Очі не бачать. Блідну і тремчу, обливаюсь потом, Мов трава пожовкла, безсило никну; От іще недовго — й, здається, має Смерть надлетіти...Переклад Г. Конура
Окружающая среда… В значение этого слова необходимо вкладывать не только понятия атмосфера, биосфера, гидросфера и литосфера. Нет. Окружающая среда - это тот живой мир, что нас окружает, в котором мы растем, у которого учимся жить. Природа - это такое же живое существо, как и мы, которое тоже может любить, оберегать или же мстить за неподобающее к ней отношение. «Даже камень имеет душу…»
Так в чем же проблема?
Главная проблема здесь, конечно основы нравственного воспитания детей 8 - 13 лет. Почему я говорю о детях, спросите Вы? Все очень просто. Дети, чья личность еще не до конца сформирована, будут поддаваться влиянию извне, а значит легко усваивать данные им пункты поведения. Например, ребенку говорят, что нельзя выбрасывать мусор на природе, объяснят почему и он это уже закладывает в нем необходимый кирпичик защиты окружающей среды. Ребенок, которому сказали отломать ветку от дерева или убить таракана воспринимает данное действие как норму. Однако же - жестокость начинается с малого…
Вторая проблема - это дезинформация. В основном это относится к подросткам от 14 до 18, которые уже самостоятельные и сформировавшиеся в своих желаниях и целях личности. Молодые люди, не получая всей необходимой информации, недостаточно осознают все важность защиты природы, вследствие чего - безответственность по отношению к ней и не осознание последствий, грядущих за их действиями.
Третья проблема - недостаточное количество мероприятий, направленных на сохранение природы. Привлечь внимания молодежи к проблемам экологии можно при различных учреждений, но я считаю, что самое эффективное из них, это, несомненно школа. Каждый 3-й школьник задумывается о проблемах окружающей среды, но далеко не каждый применяет какие-либо меры по её сохранности. Проведение мероприятий в школе полезно тем, что школьники получают возможность понять проблему углубленно, серьезно о ней задумавшись, рассмотрев все её аспекты и стороны. И уроки или лекции по основам экологии в школах должны вести научные сотрудники, которые каждый день сталкиваются с решением проблем по восстановлению экологии и природного баланса, а также с непониманием как простых людей, так и чиновников. Уроки должны проводиться людьми – профессионалами, которые видят проблему изнутри, которые должны объяснить детям, что разрушить гораздо легче, чем восстановить.
Есть еще одна немаловажная проблема, характерная как для детей, так и для подростков - они не видят конкретных защиты окружающей среды, что, конечно, огорчает. Сохранить природу очень просто. Для этого нет необходимости участвовать в митингах по китов или платить огромные деньги на содержание природоохранных организаций. Достаточно того, чтобы, например, каждый человек отказывался от чего-то определенного. Это может быть сэкономленный лист бумаги, использование тканевых сумок вместо полиэтиленовых пакетов, выбрасывание мусора в положенном месте и т.д. Ведь все это не так сложно, как может показаться. Для начала необходимо делать маленькие шаги на пути к окружающей среды, а потом уже можно будет задуматься и о вегетарианстве, и об отказе от меха, кожи.
Вообще - охранять природу - это дело, заслуживающее похвалы. Не все могут отстаивать точку зрения по защите окружающей среды и быть активными участниками этой деятельности. Я считаю, что эту тему необходимо затронуть, потому что надлежит воспитать в детях и подростках отношение к природе не как к источнику материальных ценностей (природные минералы и ископаемые, древесина, источники пресной воды), но и как к живому существу, которое также нуждается в заботе и защите подобно человеку.
«Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а с одной спички можно уничтожить миллион деревьев…»
(VII-VI cm. до н. е.)
Сапфо стала легендою ще за життя. Солон казав, що не хотів би вмерти, не вивчивши її віршів напам'ять. Профіль Сапфо чеканили на монетах, а Платон називав її «десятою музою». Вона досягла неймовірної для тієї доби майстерності у відтворенні найтонших душевних порухів людини. Що відомо про цю геніальну поетесу, з дев'яти книг якої до нас дійшли лише фрагменти (це одна з найбільших утрат світової літератури)? Сапфо має дві біографії — історичну й міфологічну. За першою, вона — аристократка, яка рано осиротіла й покинула рідний острів Лесбос, рятуючись від повстання. Сапфо почала віршувати в юності й відразу зажила поетичної слави. Вона була невисока на зріст, смаглява, мала виразні очі й довге волосся. Нібито її покохав і присвятив їй вірші відомий поет Алкей, але горда дівчина не відповіла йому взаємністю. Однак на згадку про це залишилися безсмертні літературні шедеври. Згодом поетеса повернулася на Лесбос, вийшла заміж і народила доньку, якій присвятила окрему книгу віршів...
Міфологічна ж біографія Сапфо починається з її імені та місця народження. На еолійському діалекті, яким писала свої твори поетеса, її ім'я звучить як Псапфа й означає «світла, осяйна». Вона й справді стала яскравою зіркою на поетичному небосхилі не лише Еллади, а й усього світу. Та й народилася Сапфо на острові, якому самі боги призначили посісти особливе місце в еллінській поезії, бо, як мовилося, саме до нього морські хвилі принесли ліру загиблого співця Ор-фея. Тож не дивно, що на цьому острові народилася поетеса, рівна талантом божественному Орфеєві.
• • •
Жереб мені
Випав такий:
Серцем палким
Любити
Ласку весни,
Розкіш, красу,
Сонця ясне
Проміння.Переклад А. Содомори
• • •
До богів подібний, мені здасться,
Той, хто біля тебе, щасливий, сівши,
Голосу твого ніжного бриніння
Слухає й ловить
Твій принадний усміх; від нього в мене
Серце перестало б у грудях битись;
Тільки я побачу тебе — і слова
Мовить не можу.
І язик німіє одразу, й прудко
Пробігає пломінь тонкий по тілу,
В вухах чути шум, дивлячись, нічого
Очі не бачать.
Блідну і тремчу, обливаюсь потом,
Мов трава пожовкла, безсило никну;
От іще недовго — й, здається, має
Смерть надлетіти...Переклад Г. Конура
Так в чем же проблема?
Главная проблема здесь, конечно основы нравственного воспитания детей 8 - 13 лет. Почему я говорю о детях, спросите Вы? Все очень просто. Дети, чья личность еще не до конца сформирована, будут поддаваться влиянию извне, а значит легко усваивать данные им пункты поведения. Например, ребенку говорят, что нельзя выбрасывать мусор на природе, объяснят почему и он это уже закладывает в нем необходимый кирпичик защиты окружающей среды. Ребенок, которому сказали отломать ветку от дерева или убить таракана воспринимает данное действие как норму. Однако же - жестокость начинается с малого…
Вторая проблема - это дезинформация. В основном это относится к подросткам от 14 до 18, которые уже самостоятельные и сформировавшиеся в своих желаниях и целях личности. Молодые люди, не получая всей необходимой информации, недостаточно осознают все важность защиты природы, вследствие чего - безответственность по отношению к ней и не осознание последствий, грядущих за их действиями.
Третья проблема - недостаточное количество мероприятий, направленных на сохранение природы. Привлечь внимания молодежи к проблемам экологии можно при различных учреждений, но я считаю, что самое эффективное из них, это, несомненно школа. Каждый 3-й школьник задумывается о проблемах окружающей среды, но далеко не каждый применяет какие-либо меры по её сохранности. Проведение мероприятий в школе полезно тем, что школьники получают возможность понять проблему углубленно, серьезно о ней задумавшись, рассмотрев все её аспекты и стороны. И уроки или лекции по основам экологии в школах должны вести научные сотрудники, которые каждый день сталкиваются с решением проблем по восстановлению экологии и природного баланса, а также с непониманием как простых людей, так и чиновников. Уроки должны проводиться людьми – профессионалами, которые видят проблему изнутри, которые должны объяснить детям, что разрушить гораздо легче, чем восстановить.
Есть еще одна немаловажная проблема, характерная как для детей, так и для подростков - они не видят конкретных защиты окружающей среды, что, конечно, огорчает. Сохранить природу очень просто. Для этого нет необходимости участвовать в митингах по китов или платить огромные деньги на содержание природоохранных организаций. Достаточно того, чтобы, например, каждый человек отказывался от чего-то определенного. Это может быть сэкономленный лист бумаги, использование тканевых сумок вместо полиэтиленовых пакетов, выбрасывание мусора в положенном месте и т.д. Ведь все это не так сложно, как может показаться. Для начала необходимо делать маленькие шаги на пути к окружающей среды, а потом уже можно будет задуматься и о вегетарианстве, и об отказе от меха, кожи.
Вообще - охранять природу - это дело, заслуживающее похвалы. Не все могут отстаивать точку зрения по защите окружающей среды и быть активными участниками этой деятельности. Я считаю, что эту тему необходимо затронуть, потому что надлежит воспитать в детях и подростках отношение к природе не как к источнику материальных ценностей (природные минералы и ископаемые, древесина, источники пресной воды), но и как к живому существу, которое также нуждается в заботе и защите подобно человеку.
«Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а с одной спички можно уничтожить миллион деревьев…»