Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии,быв много раз прежде за тем же Так определил Ломоносов историю создания стихотворения "Кузнечик" Вчитаемся в него . Кузнечик дорого́й, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одаре́н! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в са́мой истине ты перед нами царь; Ты ангел во плоти́, иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен, Что видишь, всё твоё; везде в своём дому, Не просишь ни о чём, не должен никому. <Лето 1761> Вроде простое и незатейливое стихотворение про безобидное и веселое насекомое.По сравнению с величественными одами ученого ,слишком простое! Поэт сетует на то ,что не так одарен счастьем ,как кузнечик .И жизнь кузнечика - сплошное наслаждение: Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою.
Ломоносов говорит насекомому :
Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен,
И эта беззаботность - предмет зависти лирического героя .Ведь у него жизнь совсем иная: автор едет к царю ,чтобы решить важный вопрос ,едет уже не в первый раз .Потому и сетует ,что не может добиться положительного решения. .То ли дело кузнечик:
Что видишь, всё твоё; везде в своём дому, Не просишь ни о чём, не должен никому. Это важное двустишие - главное в данном стихотворении .Оно переводит произведение из разряда рассказа о насекомых в разряд философской лирики .Данный стих является переложением стихотворения известного древнегреческого поэта Анакреона .Но у Анакреона не было последних двух строк . Их сочинил Ломоносов Они важны именно для него ,потому что ,построенное на приеме сравнения ,стихотворение дает поэту возможность выразить свою зависимость от решения сильных мира сего ,чего вовсе лишен беззаботный и веселый кузнечик. Стихотворение интересно художественными приемами ,используемыми автором : это и прямое обращение к кузнечику ,и прекрасные эпитеты( медвяная роса ,презренна тварь,весел ,беззаботен) ,прием антитезы ,сравнения ( ты царь ,ты ангел во плоти), аллитерация и др. И хотя стихотворение написано в 18 веке ,оно доступно для понимания современному читателю .
когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии,быв много раз прежде за тем же
Так определил Ломоносов историю создания стихотворения "Кузнечик"
Вчитаемся в него .
Кузнечик дорого́й, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одаре́н!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в са́мой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти́, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твоё; везде в своём дому,
Не просишь ни о чём, не должен никому.
<Лето 1761>
Вроде простое и незатейливое стихотворение про безобидное и веселое насекомое.По сравнению с величественными одами ученого ,слишком простое! Поэт сетует на то ,что не так одарен счастьем ,как кузнечик .И жизнь кузнечика - сплошное наслаждение:
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Ломоносов говорит насекомому :
Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен,
И эта беззаботность - предмет зависти лирического героя .Ведь у него жизнь совсем иная: автор едет к царю ,чтобы решить важный вопрос ,едет уже не в первый раз .Потому и сетует ,что не может добиться положительного решения.
.То ли дело кузнечик:
Что видишь, всё твоё; везде в своём дому,
Не просишь ни о чём, не должен никому.
Это важное двустишие - главное в данном стихотворении .Оно переводит произведение из разряда рассказа о насекомых в разряд философской лирики .Данный стих является переложением стихотворения известного древнегреческого поэта Анакреона .Но у Анакреона не было последних двух строк . Их сочинил Ломоносов Они важны именно для него ,потому что ,построенное на приеме сравнения ,стихотворение дает поэту возможность выразить свою зависимость от решения сильных мира сего ,чего вовсе лишен беззаботный и веселый кузнечик.
Стихотворение интересно художественными приемами ,используемыми автором :
это и прямое обращение к кузнечику ,и прекрасные эпитеты( медвяная роса ,презренна тварь,весел ,беззаботен) ,прием антитезы ,сравнения ( ты царь ,ты ангел во плоти), аллитерация и др.
И хотя стихотворение написано в 18 веке ,оно доступно для понимания современному читателю .