Рассказ м. шолохова «судьба человека» является одним из наиболее знаменательных произведений отечественной двадцатого столетия. автору удалось наделить своего героя – советского солдата андрея соколова комплексом наилучших человеческих качеств: мужеством, благородством, верностью родине, преданностью своим идеалам и принципам. даже в плену у врага, оказавшись перед лицом смертельной опасности, он сохраняет человеческое лицо и чувство собственного достоинства, чем вызывает глубокое уважение. оказавшись в концлагере андрей стойко переносит все тяготы тамошней жизни. никто не видит его слез, не слышит ни слова о жалости пощаде. а после того, как кто-то донес на героя коменданту лагеря, жизнь андрея соколова оказалась в опасности. однако, и тут он не изменил свои принципам, не принялся умолять о пощаде, цепляясь за свое земное существование. его отвага, мужество, сила духа, верность отчизне, высоким идеалам вызывали уважение и восхищение даже у врагов – фашистов. с войны андрей вернулся победителем, за которым числилось немало героических подвигов. однако, выяснилось, сто покуда он находился на поле боя, вражеская бомба уничтожила дом андрея, оставив на его месте лишь зловеще чернеющую глубокую воронку. таким образом, герой потерял все: дом, семью, любовь, надежды на будущее…все кануло в пучине войны… удивительно, но даже пройдя сквозь все круги ада, андрей соколов сохраняет в своем сердце немало любви и человеческого тепла. и встретившись, в зрелом возрасте, с мальчиком-сиротой по имени ванюша, андрей отдал ему всю свою заботу, нежность и нерастраченную отцовскую любовь. и с этих пор жизнь героя круто меняется. смотри он каждый день в ясные и синие, словно «небушко» глаза ребенка, и светлеет, теплеет у него на душе. два человека – взрослый и маленький – утратившие все во время жестокой войны, объединили свои судьбы в одну нить и друг другу справиться с тяжелейшими испытаниями. жизненному пути таких вот народных героев посвящено немало произведений, однако, рассказ м. шолохова, по моему мнению, является самым тонким и душевным из них. герой произведения печется и переживает, главным образом, не своих личных нуждах, а о собственном долге перед отечеством, народом, окружающими людьми. именно поэтому произведение и называется «судьба человека» – настоящего человека с большой буквы.
условно все образы в комедии можно разделить на три группы:
главные герои - они участвуют в личном конфликте
(софья, молчалив, чацкий, фамусов и лиза);
второстепенные и внесценические.
ко второй группе относятся гости фамусовского вечера.
к третьей относятся все внесценические персонажи,
о которых мы узнаем из диалогов действующих лиц.
главные герои представлены нам крупным планом,
второстепенные дополняют их, наиболее
глубокому раскрытию образов, а внесценические
персонажи расширяют пространственные и
временные рамки пьесы.
“горе от ума” - комедия реалистическая, соответственно
все действующие лица - это воплощение типичных черт
типичных характеров в типичных обстоятельствах.
таких героев можно разделить на два больших лагеря -
представители “века минувшего” и представители
“века нынешнего”.
первым и наиболее ярким представителем “века минувшего”
является фамусов-барин-крепостник.
героем комедии, представляющим “век нынешний”,
является александр андреевич чацкий, образованный, умный.
второстепенные персонажи представлены в третьем
действии комедии на танцевальном вечере у фамусова.
они дополняют картину московского барства.
наконец, в комедии присутствует большое количество
внесценических персонажей, число которых превышает
число сценических.
роль этих персонажей велика: они расширяют как
временные, так и пространственные рамки комедии.
именно им грибоедову удается охватить
период времени от императрицы екатерины ii до
начала правления николая i.
без внесценических персонажей картина не была
бы такой полной.
как и все сценические, их можно разделить на два
противостоящих лагеря - на “век минувший” и “век нынешний”.
из диалогов, реплик мы узнаем о “несторе негодяев знатных”,
который выменял своих преданных слуг
“на борзые три собаки”, о помещике-,
“не согласившем должников к отсрочке”, в результате
чего “зефиры и амуры все распроданы поодиночке”,
о сестре хлестовой прасковье, для которой загорецкий
“двоих арапченков на ярмарке достал ”.
это и максим петрович, который при надобности
“ вперегиб”,и кузьма петрович, который
“был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ
умел доставить; богат и на богатой был женат”,
и фома фомич, который “при трех министрах был
начальник отделенья”,и отец молчалина,
завещавший сыну “угождать всем людям без изьятья"